Весьма нередко многие парфюмеры в поисках какого-нибудь нового запаха начинают свои опыты интуитивно, без всякой системы, и это отдаляет их от получения желательных результатов. А получив, наконец, новый букет, они без конца подправляют и изменяют его и иногда достигают неплохих результатов. Однако этот труд можно значительно сократить путем методического применения заранее установленных и проверенных приемов композиции
В парфюмерии, как и в любом другом искусстве, есть стили и методы, которыми пользуются парфюмеры для создания парфюмерных композиций. Рассмотрим их подробнее.
1. Создание парфюмерных композиций на основе классических аккордов.
Большинство парфюмерных аккордов были обнаружены интуитивно и экспериментально. Они являются частью традиции и опыта, которые составляют историю вида искусства. Все искусство зависит от формы и структуры. Удовлетворение, которое мы получаем глядя на картину Моне, или слушая симфонию Моцарта в значительной степени связано со структурой, вокруг которой художник или композитор расположил свои идеи. После обнаружения успешной структуры она может стать вдохновением для бесконечного числа вариантов. Симфония являлась созданием Гайдна, но почти все великие композиторы, использовали ее как средство для собственного творчества. Точно так же парфюмеры продолжают строить свои композиции вокруг великих классических аккордов, таких, как шипровый, цветочный, альдегидный и восточный аккорды, производят то, что для потребителя является новым и оригинальным.
В начале научного становления парфюмерии были созданы первые произведения, которые приобрели большую популярность. Данные парфюмерные композиции базировались на аккордах, которые стали классическими для всей парфюмерии. Базовые аккорды: Одеколонный аккорд, Фужерный аккорд, Шипровый аккорд, Альдегидно-цветочный аккорд, Цветочный аккорд, Восточный аккорд Эти шесть главных аккордов являются «корнями» парфюмерии, так называемой основой парфюмерных произведений. Они использовались тысячу лет назад и сохранили свою актуальность до сегодняшнего времени. Данные аккорды олицетворяют главные ольфактивные семейства используемые для классификации всех парфюмерных композиций.
Одеколонный аккорд. Первые одеколоны, завоевавшие известность, были созданы в городе Кельне в XVIII веке и назывались Eau de cologne (Одеколон, Кельнская вода, 1709) и «Cologne 4711» (1798, любимый одеколон Наполеона). Основными компонентами в их составе являлись эфирные масла цитрусов (бергамот, лимон, апельсин) и трав (лаванда, розмарин), а также цветочные душистые воды (розы, нероли). Одеколоны представляют собой свежие и легкие парфюмерные средства, больше используемые как освежающие средства личной гигиены, а не духи.
Фужерный аккорд. Первая туалетная вода для мужчин Fougere Royale от Houbigant появилась один век назад в 1882 году Основным компонентом, участвующим в построении фужерных композиций является дубовый мох. получаемый экстракцией из лишайников Evernia prunasti, которые произрастают на деревьях дуба. Поставляется из Югославии, Франции или Марокко. Запах древесный, мшистый, землистый и кожаный. Он используется как фиксатор во многих престижных парфюмерных средствах. В течение целого столетия несколько сотен ароматов было создано с этим базовым запахом. На основе фужерного аккорда были разработаны следующие парфюмерные композиции : Brut, Drakkar Noir, Cool Water, XS for men, Romance men или Pure lavender.
Шипровый аккорд. В 1917 году Франсуа Коти создал аромат Сhypre, основывающийся на шипровом аккорде, ставшим впоследствии прародителем для целого семейства запахов, называемых этим термином. Шипровый аккорд базировался на бергамоте, цветочной ноте, такой как жасмин, роза или апельсиновые цветы, масле пачули и дубовом мхе.
Альдегидный цветочный аккорд. Важным этапом в развитии парфюмерии было создание в 1921 году парфюмером Эрнестом Бо (E.Beaux) духов Chanel № 5, в композиции которых сильно пахнущие альдегиды (нониловый и дециловый) сочетались с ванилином, амброй и иланг-илангом.
Цветочный аккорд. В 1911 году была создана первая успешная композиция, основанная на цветочном аккорде: Quelques fleurs Houbigant. Для создания этого цветочного аккорда необходимо смешать некоторые композиции-базы: Роза, Жасмин, Ландыш.
Восточный аккорд. Одним из главных аккордов олицетворяющим восточное парфюмерное семейство является восточный аккорд. Восточный аккорд базируется на цитрусовой ноте и ванильной амбровой сладкой базе. Одним из знаменитых парфюмов, созданным с этим аккордом является Shalimar (1925).
2. Создание ПК на основе верхних, средних и базовых нот.
Систематическая работа с определенными химическими веществами позволила парфюмерам обнаружить связь между веществами различной летучести и построением парфюмерных композиций, которые вызывали эстетическое удовлетворение и хорошо зарекомендовали себя при применении. Такой подход привел к появлению нового типа техники, ассоциирующейся с великим парфюмером Жаном Карлем (Jean Carles).
Carles разрабатывал свои ароматы на основе тщательно подобранных эмпирических аккордов. Данная структура включала: базовую ноту, образованную низколетучими веществами, среднюю или модифицированную ноту, состоящую из веществ средней летучести и верхнюю ноту, включающую высоколетучие вещества. Отражают этот тип техники такие ароматы как: Canoe, Ma Griffe, L'Air du Temps, и Cabochard, влияние которых отражается во многих уцелевших и последних парфюмах. Эти ароматы обладают прекрасной прозрачной текстурой, почти трехмерным качеством, которые как бы ведут нас в сердце композиции.
3. Создание ПК на основе одного аккорда без верхних нот по принципу: баланс простого и сложного.
За последние 20 лет наблюдается постепенный переход к данному стилю парфюмерии, к новому поколению ароматов, основанных на совершенно новом типе структуры. Данный стиль очень ассоциируется с работой парфюмера Софии Гройсман (Sophia Grojsman), которая использовала сравнительно мало веществ, иногда лишь 4-5 для воспроизведения простого аккорда, составляющего 80% всей формулы. Вокруг этой простой структуры располагались другие вещества, в том числе базы и натуральные, придающие богатство и сложность, необходимые для завершения индивидуальности аромата. Парфюмерным композициям, созданным таким образом, возможно, не хватает эстетических качеств прежних ароматов, но их преимуществом является неизменность запаха на коже после первого применения в течении нескольких часов. Типичным примером таких духов является Tresor, формула которого на 80 % состоит из 4х веществ: метилйонон, изо-е-супер, гедион, галаксолид. Часто в таких композициях традиционные свежие верхние ноты полностью отсутствуют и заменяются следовыми количествами очень мощных веществ. Такая структура обеспечивает существенное проявление характера аромата сразу после нанесения на кожу, вместо того чтобы ждать пока испарятся верхние ноты.
4. Техника подбора душистых веществ Фридмана Р.А. (техника времен СССР, приводится автором в книге Парфюмерия, 1955 года). Автор использует музыкальные термины, характеризуя парфюмерные композиции. В скобках- значение этих терминов.
Итак, сокращенная схема построения композиций в общих чертах такова:
1. Вначале нужно ясно представить себе, почувствовать, что хочешь создать, какого направления и характера запах и какие душистые вещества нужно в основном сочетать для выполнения замысла;
2. Затем приступают к подбору лейтмотива- ведущего запаха, верхнего регистра, мелодии аромата (ряд близких или различных по запаху душистых веществ, определяющих основной запах или характер композиции), с учетом характера и оттенка компонентов;
3. Соответственно изменяют окраску (тембр) лейтмотива (Тембр-это оттенок, окраска или особый характер запаха композиции, зависящий от взаимоотношения и одновременного улетучивания душистых веществ, входящих в ее состав. В моем понимании автор для тембра вводит нижний регистр. В случае сочетания резко контрастирующих душистых веществ один из типов служит мелодией (ведущим запахом, лейтмотивом) , а второй является нижним регистром. какой из этих типов займет положение лейтмотива, зависит от количественного их соотношения. При подборе близких по запаху веществ обязательно должен быть подобран нижний регистр);
4. Подбирают оркестровое убранство-гармоническое заполнение (душистые вещества, как бы сопровождающие, подчеркивающие и дополняющие основной запах парфюмерной композиции, так сказать, аккомпанирующие ему). Гармоническое заполнение и тембр составляют из подобранных заранее комплексов (отрезков) из цветочных или приравненных к ним запахов;
5. В каждом из отрезков гармонического заполнения выдвигают свой ведущий запах;
6. Связывают отрезки из резко контрастирующих запахов полутонами, переходными ступенями от тусклого запаха к светлому и наоборот;
7. Наносят композицию на фон (это душистые вещества, придающие законченность, полноту, цельность, осмысленность, впечатление реальности; универсальными фонами являются-роза, флер д`оранж, тубероза, в особенности жасмин)
8. Если нужно вводят фиксатор-закрепитель (вещества, добавляемые к композиции в небольших количествах, способствующие закреплению запахов душистых веществ в серединной фазе на более продолжительное время, отчего запах композиции приобретает стойкость или прочность);
Еще интересные статьи:
Грамматика ароматов
Историческая ароматика: одеколон и пачули
Послеобразы вкуса и обоняния
Сочинение парфюмерных композиций
Парфюмерный дом Герлен
|