Вкус и запах - тесно связанные модальности нашего восприятия. Это легко заметить в те моменты, когда наш нос временно теряет свои способности (например, при простуде). Вкус любой пищи и напитков становится невыразительным, тусклым. И послеобразы этих двух модальностей тоже должны быть между собой крепко связаны
Каждый пробовал “кофе по-турецки”. После глотка крепкого и горячего черного кофе следует сделать глоток прохладной чистой воды. Особенность этого рецепта – в акцентировании вкусового послеобраза, послевкусия, порождаемого крепким и горячим кофе. Конечно, послевкусие кофе – это не только послеобраз вкуса кофе, но и послеобраз его запаха. Послевкусия – вообще важная часть искусства кулинарии. Они являются существенным критерием при оценке качества напитков, особенно спиртных - вин, пива, виски.
Для начала на простом опыте убедимся в том, что вкусовые послеобразы ведут себя совершенно также, как послеобразы в других модальностях. Возьмите дольку лимона и стакан чистой воды:
Неспеша и тщательно начните разжевывать достаточно крупную дольку лимона. Наблюдайте за изменением вкуса.
Вначале лемон будет кислым, очень кислым. Но постепенно вы начнете ощущать какой-то сладковатый привкус.
Теперь выпейте чистой воды и заметьте ее вкус. Он вовсе не пресный, как обычно, а слегка сладковатый, и это сладость аналогична той, которую вы начинали чувствовать, долго разжевывая лимон.
Послеобразом кислого вкуса лимона является сладкий вкус. Когда мы долго жуем лимон, послеобраз кислого вкуса начинает вмешиваться в непосредственное восприятие и возникает сладковатый привкус. Когда мы пьем воду, она становится сладковатой из-за действия этого послеобраза. Возвращаясь к нашей первой гипотезе о том, что послеобразы являются противоположностью образов, можно сказать, что кислое является противоположностью сладкого, как красное - противоположность голубого.
До недавнего времени было принято считать, что существует четыре базовых вкуса, из которых, если не учитывать запахи, складывается любой вкус, который мы можем ощутить. Каждому вкусу в соответствие ставится четыре типа вкусовых рецепторов в языке (иногда области языка даже зонируют по специализации на том или ином вкусе, но это зонирование не верно: любой вкус мы можем воспринимать любой частью языка). Четыре основных вкуса можно расположить на “вкусовом круге”, по аналогии с цветовом кругом Гёте. Естественно, на нем сладкий вкус является противоположностью кислого:
Опыты, подобные нашему с лимоном и водой, дают основания считать, что такое расположение вкусов вполне соответствует действительности: например, после сахара вода имеет быстро проходящий, но заметный кисловатый привкус, а после горького (крепкий кофе) – солоноватый. Контрастные сочетания вкусов часто воспринимаются как особенно яркие, выразительные: кислый лимон в сладком сахаре или горькое пиво с солёной воблой.
Обратимся к восприятию запахов, и тут мы встречаем неожиданное исключение из правил.
В каждой из отраслей, в которых запахи имеют важное значение - в производстве кофе, вина, оливкового масла и т.д., имеются “круги запахов”, в которых перечислены группы и подгруппы различных ароматов. Однако, от отрасли к отрасли структура и содержание этих кругов различается, так что скорее они служат иллюстрацией многообразия возможных ароматов, нежели отражают действительные свойства обоняния. Кроме того, цветовой круг Гёте или вкусовой круг помогают найти пары противоположных цветов или вкусов, а в круге ароматов противоположными оказываются запахи, которые вовсе не кажутся противоположными или, во всяком случае, никаких подтверждений этому в нашем опыте не существует. Так, на круге запахов, который в ходу у виноделов, запаху солярки противостоит запах банана, а запаху кофе - запах малины.
Как проверить, что этот или какой-то другой круг запахов – не просто выдумка? Существуют ли у ароматов свои противоположности, и существуют ли послеобразы запахов вообще? К сожалению, мне не известны примеры, когда какой-либо запах создавал послеобраз, который ощущается как другой, “противоположный” запах. Также, не будучи парфюмером, я не могу судить о том, влияет ли на восприятие запаха то, что мы нюхали до этого. Например (читатель тут может меня поправить), после любого сильного запаха чистый воздух, кажется, имеет один и тот же запах чистого воздуха. Возможно, настоящий мастер запахов, “нюхач”, смог бы внести определенность в эти вопросы.
А до тех пор, пока таких примеров не известно, обоняние выглядит единственным каналом восприятия, в котором послеобразы либо отсутствуют, либо проявляются очень слабо. И это довольно странно, ведь восприятие запаха близко восприятию вкуса, а у вкуса послеобразы определенно существуют. Позже мы вернемся к этой странности.
Существуют запахи, которые описывают так, будто они имеют какой-то вкус: “горький запах”, “сладковатый запах”. Конечно, это подтверждает близость вкуса и обоняния, но еще является и примером одного очень важного свойства нашего восприятия, которое отражается и в свойствах послеобразов. Это синтестезия.
Еще интересные статьи:
Подготовка парфюмера
Ольфактивная память
Азбука обоняния
Парфюмерное сырье
Извлечения ароматических веществ из цветов и растений
|