Образы играют очень важную роль в обонянии, поскольку ольфактивная память вызывает непоследовательные образы, к которым составитель ароматов постоянно обращается. В нашем познании внешнего мира роль образов является основной, и в любой мыслительной деятельности человека их влияние намного превосходит влияние ощущений настоящих. Однако, если в мыслительной деятельности роль образов значительна, то в деятельности творческой она первостепенна
Суждение является умственной деятельностью, следующей за ощущением. Отсюда следует, что суждение может быть ошибочным, в то время как ощущение – субъективное состояние – таковым не было, и быть не могло. Что объясняет, почему два наблюдателя могут испытывать очень аналогичные ощущения, но, однако, выносить о них разные суждения. Достаточно, чтобы мысль одного из них была менее активной, менее богатой образами, менее тренирована выносить суждения и, следовательно, этот человек был менее способным к восприятию. Именно об этом Карлайл сказал: «Насколько по-разному видели мир Ньютон и его собака Диаман! Хотя смотрели они, практически, на одно и то же.»
Воспринимать – значит выносить суждение, а выносить суждение – это утверждать отношение между двумя идеями, мыслями, понятиями. Но утверждать – это брать на себя обязательство, идти на определенный риск, что требует, прежде всего, мужества. Выносить суждение – значит, постоянно выдерживать двойную нагрузку, осуществляя и анализ, и синтез. Восприятие, таким образом, является синтезом, в котором активный ум комбинирует ощущения, образы и идеи. Оно является работой мысли.
Ощущение, в сущности, ничто иное как материал, обрабатываемый мыслью с тем, чтобы извлечь из него пользу и вынести уроки. В составлении ароматов, как и в их оценке, главную роль играет не чувствительность или тонкость обоняния, но, как и в любом искусстве, умственная деятельность, следующая за ощущением. Сюда добавляется вся совокупность опыта, эстетических знаний, воспитание вкуса, чувства прекрасного, которые могут быть приобретены только упорным трудом и волей. Слово "нос" - слишком малозначащее и бедное для того, чтобы вместить в себя все вышеперечисленное.
Люди не обладают идентичными ольфактивными рецепторами, но, однако, рецепторы эти достаточно аналогичны, - к счастью для создателей парфюмерии, которым в противном случае пришлось бы разрабатывать отдельную формулу для каждого покупателя. Да и в соответствии с какими критериями они смогли бы это сделать? Ведь их собственное суждение также является чисто персональным, а, значит, не может быть универсальным и приемлемым для всех и каждого. Слишком часто на счет чувствительной субъективности относят то, что должно бы быть расценено как невнимательность, необдуманность, небрежность, лень, поверхностность или невежество.
Еще интересные статьи:
Подготовка парфюмера
Натуральная парфюмерия
Азбука обоняния
Парфюмерное сырье
Извлечения ароматических веществ из цветов и растений
|