Вплоть до первых серьезных открытий в области химии и начала химической эры в истории человечества вся парфюмерная продукция была полностью натуральной. Тысячи лет истории приготовления и использования душистых веществ — это тысячи лет истории натуральной парфюмерии
Благовонные смолы, пряные травы, цветочные эссенции — ароматы сопровождали человека практически везде. Их воскуривали на алтарях, чтобы умилостивить богов. Их добавляли в вино и пищу, чтобы улучшить их вкус. Ими умащали тело, чтобы привлечь любовь, ими исцеляли живых и бальзамировали мертвых. Вначале это были античные масла и духи на их основе. Ритуальные благовония — от простых цветов на алтаре до сложных составов, в которые входили десятки разных ингредиентов — душистые травы и древесина, смолы и бальзамы, пряности и специи. Позднее появились цветочные воды, саше и попурри, помандеры и бутоньерки, спиртовые одеколоны и духи — человек изобрел великое множество вещей и разнообразных способов ароматизации.
С развитием химии многое из этого было утрачено, на смену естественным ароматам пришли искусственные ароматизаторы, фиксаторы запаха и усилители вкуса, освежители воздуха и синтетические духи. Сейчас они составляют изрядную часть нашей жизни, они привычны нашему обонянию и вкусу, они также присутствуют в нашей обыденной жизни повсеместно — в еде и напитках, в духах и шампунях... Даже в наших церквях теперь воскуривают «ладан с ароматом гиацинта». Химическая эра сделала ароматические составы простыми, дешевыми, доступными любому человеку, но, к сожалению, это отнюдь не лучшим образом отразилось и на качестве самих составов, и на вкусах почтенной публики.
Когда вы в последний раз нюхали натуральную лаванду? А розу или жасмин? Помните ли вы, как пахнет настоящий чабрец — король полей? Или тополиные почки в момент, когда они набухают, уже готовые распуститься?
Натуральные ароматы на первый взгляд кажутся нашему носу, привычному к искусственным ароматизаторам, пресными, скучными, иногда даже горькими и неприятными. И это естественно, ведь мы привыкли к более сильным и стойким ароматам, бьющим в нос, властно заявляющим о себе. Однако, если начать прислушиваться к естественному запаху цветка и к себе, то через некоторое время нос начинает слышать и различать все новые и новые нюансы даже в самом простом и привычном, на первый взгляд, цветке розы.
А между тем цветок розы отнюдь не прост. Существует более семисот сортов роз с разным ароматом. Эфирное масло розы содержит около трехсот химических соединений. Ни одна искусственная имитация не сможет полностью воспроизвести всю красоту и тонкость, все богатство оттенков натурального аромата розы. Эти химия и волшебство — нерукотворные, созданные самой природой.
Именно нерукотворная химия природы, богатство естественного запаха растений, возможность взаимодействовать с ними, открывая новые и причудливые сочетания разных ароматов, знакомиться с их древними и порою невероятными историями, с их тонким и деликатным воздействием на человека — и есть то, что привлекает меня в натуральной парфюмерии сейчас, в век искусственных ароматизаторов.
Мне хотелось бы возродить это древнее искусство в том виде, в котором оно существовало всегда, и тем самым прикоснуться к живой истории, к живой природе вещей.
Постепенно, в процессе взаимодействия с этими ароматами, в процессе творческого и в чем-то даже интимного общения с ними вокруг меня потихоньку меняется мир. Искусственные освежители воздуха вытесняются натуральными ароматическими составами. Покупные смеси специй уступают место собственноручно смешанным травам и пряностям. Синтетическая туалетная вода — духам, специально составленным к случаю, ароматам, которые я подбираю для себя. Ароматам, которые говорят со мной, настраивая меня на определенный лад, дополняя мое мировосприятие и деликатно корректируя мое внутреннее состояние и самоощущение.
Это еще одно отличие натуральных духов от синтетических — синтетические духи рассчитаны больше на окружающих, нежели на вас самих. Они создают своего рода защитный слой, социальную маску, которая может рассказать другим людям о вашем статусе, кошельке, личном вкусе или темпераменте — обо всем, о чем вы захотите рассказать другим. И будут той маской, за которую вы сможете спрятаться.
Натуральные духи в первую очередь общаются с вами. Они настраивают вас, как музыкант настраивает свой инструмент, на определенную тональность, определенное настроение или внутреннее состояние, которого вы хотели бы достичь. Они тонизируют вас там, где недостаточно тонуса, и успокаивают там, где есть переизбыток возбуждения. Они гармонизируют вас изнутри, позволяя тем самым услышать и воспринять что-то новое и внутри себя, и из внешнего мира. Это принципиально другое воздействие и другой результат.
Как создаются такие духи? С технической точки зрения это такая же долгая и кропотливая работа, как и работа в химической лаборатории. Даже более долгая, поскольку я не использую искусственных способов форсирования и ускорения процесса. Мои ароматические настойки и духи настаиваются естественным путем весь положенный им срок.
Обычно это один-два месяца для готовых духов. А вот некоторые настойки, которые я делаю сама и использую в своих композициях, могут настаиваться и по шесть месяцев, и даже дольше, прежде чем из них получится пригодный к дальнейшей работе материал. В своей работе я использую готовые эфирные масла, абсолюты и конкреты разных растений, которые благодаря развитию ароматерапии свободно продаются и у нас, и за рубежом. А также ароматические настойки и тинктуры, которые я делаю сама из доступного мне растительного материала.
Но, как и сам аромат, который, в некотором роде, нематериальная субстанция, так и работа с ним — это не только смешивание ингредиентов в склянке в определенных пропорциях. Идеи и замыслы для будущих духов рождаются внутри, там же они растут, созревают и оформляются, проходя иногда не менее сложные этапы и превращения в процессе созревания, чем алхимические превращения, происходящие с составом в склянке за месяц настаивания, когда разноголосые запахи сливаются в единую композицию. Изредка бывает так, что какой-то замысел мгновенно рождается в уже практически оформленном виде, и остается только подобрать нужные слова и ароматы, чтобы выразить его вовне. В большинстве же случаев это более долгий процесс. Это своего рода синтез образов, мыслей, ощущений и запахов, который вынашивается внутри месяцами, прежде чем я сажусь за свой рабочий стол, достаю дозаторы и бутылочки и начинаю что-то смешивать, подбирая необходимые ингредиенты, тщательно высчитывая и записывая пропорции и названия.
Примерно таким же образом в моей жизни долго вынашивался и однажды произошел синтез всех моих увлечений и пристрастий. Любовь к истории, к поэзии и живописи. Интерес к мифологии и культуре разных стран. Любовь к природе, к лесу и его запахам. Интерес к медицине и разным способам воздействия на человеческий организм. Любовь к искусству во всех его видах, как к способу выразить что-то внутреннее — словом, кистью, формой, ароматом, и как к способу воспринять что-то внешнее — в картине, стихотворении, духах… Пустить эти образы внутрь, осмыслить их, соприкоснуться с ними — и сделать из этого уже что-то новое, свое. Все это однажды соединилось в единое целое, и этим единым целым и стала для меня натуральная парфюмерия.
Еще интересные статьи:
Обоняние. Его роль в профессии
Мастер-класс по парфюмерии
Чарующая власть ароматов
В парфюмерной школе учат лучшие «носы»
Франция, Грасс: мировая столица ароматов
|