Парфюмер-композитор, парфюмер-создатель, парфюмер, “Нос” — эти многочисленные термины определяют художников, которые соединяют магию растительного мира со знаниями химиков. Но кто же эти мужчины и женщины, чья профессия заставляет мечтать, и чем они отличаются от нас?
Было время, когда профессия парфюмера передавалась от отца к сыну и когда необходимо было родиться в Грассе, чтобы преуспеть в этом деле. Но, к счастью, ремесло стало понемногу расширяться, и появилось несколько школ, которые сегодня готовят мастеров этой удивительной профессии. Обучение состоит в запоминании и в умении использовать натуральное и синтетическое сырье. Но большинство “носов” сначала несколько лет “вживаются” в профессию, работая помощниками опытных парфюмеров, и лишь потом сами становятся мастерами. На вопросы о том, какими личными качествами должен обладать человек, чтобы стать мастером своего дела, все парфюмеры, как правило, отвечают почти одно и то же: чтобы преуспеть в этой профессии, достаточно иметь нормальное обоняние и интерес к ней. А дальше долгая и постоянная тренировка, превосходная память на запахи сделают все остальное…
Парфюмер – композитор
Может быть, все это они говорят из скромности. Ведь составление духов требует наличия творческих способностей. “Создание духов идет от встречи с запахами, с людьми”, — объясняет Жан Керлео, парфюмер фирмы Жан Пату. Идея духов рождается сначала в сознании их творца, а не во флаконах, выстроившихся в ряд на рабочем столе. “Когда парфюмер пишет рецептуру, у него уже есть четкая идея того, каким будет запах”, — объясняет Карин Дюбрей. И только после этого письменного подтверждения духи принимают “физическую” форму с взвешиванием и смешиванием составляющего сырья. Это начало долгого поиска, так как очень редко бывает, чтобы первый же вариант рецептуры был верным и точно соответствовал задуманному запаху. Как и большинство художников, парфюмеры-создатели встречаются со сложной проблемой — вовремя остановиться и решить, что полученный аромат удовлетворяет всем их требованиям и является наилучшим воплощением их идеи. “Далее я думаю, что уже не улучшу свою формулу, добавляя или убирая различные компоненты... Наоборот, мне кажется, что другие парфюмеры чересчур “лезут из кожи”, отрабатывая свои духи месяцами”.
Сегодня создание духов — это прежде всего работа команды. Большинство “носов” работает для фирм, производящих душистые вещества и композиции, придумывая духи по запросу клиента: крупного кутюрье, ювелира, парфюмера...
Парфюмер – искусстный волшебник
Эти фирмы делят мировой рынок и часто вступают в конкуренцию за создание одних и тех же духов.
Во Франции только три известных Модных Дома — Chanel (Шанель), Guerline (Герлен) и Patou (Пату) — предусмотрели парфюмера в своей структуре. Во всех случаях “носы” не избегают прямого сотрудничества со службами маркетинга и оценки качества. Все начинается с начального “brief” (резюме)... Этим англосаксонским термином обозначается “заказ” на создание новых духов или вариации ароматов, имеющихся в данное время на рынке. Это обычно текст, своего рода краткое описание исходных данных, иногда сопровождающееся фотографией, кассетой или видеофильмом, представляющее запрос: цель, пол, возраст, социальная категория, личные качества тех, для кого духи предназначены, семейство запахов, ссылка на известные духи и т.д.
Обдумав задачу, парфюмеры приступают к работе. Даже если речь идет о совершенно новом творении, они все равно прибегают к своим резервным идеям, как художники, которые сначала делают эскизы, а потом уже приступают к созданию картины.
Для Оливье Кресп, создателя Angel Тьерри Мюглер, «резюме» не исключало авангардистских решений, так как это было главной целью заказчика:
“Нам помогает смелость великих кутюрье. Мюглер, Готье или Мияки позволяют нам решиться быть новаторами. Нота гурмана в Angel никогда бы не появилась у классического кутюрье”. Какой же аромат заказал ему Тьерри Мюглер? Духи, напоминающие ему эльзасское детство, где в атмосфере ярмарочного праздника перемешивались запахи горячей нуги, папиной бороды, жареных орешков и шоколада...
Часто перед выпуском новых духов обращаются к 5—10 фирмам-лабораториям. И лишь одна определяет выход на рынок. В среднем между появлением «резюме» и окончательным согласием клиента проходит 1,5 года и еще один год до выпуска духов на рынок.
В парфюмерном искусстве, так же как во всех творческих профессиях, работающих по конкретному заказу, очень важно получить одобрение клиента.
Клиент вправе предъявить свои требования и заставить изменить рецептуру, которую парфюмер считал окончательной. Работа над некоторыми «резюме» длится более 8 лет! Иногда парфюмеров просят изменить уже продаваемые духи, так как использование одного из компонентов стало невозможным согласно законодательству. К примеру, это произошло с бергамотом, который может теперь использоваться лишь в небольших дозах, и с мускусом амбровым, который был полностью запрещен. Его нашли в двух известных духах, формулу которых придется переделывать. Здесь могут помочь исследователи, работающие над получением новых душистых веществ, которые они предлагают оценить парфюмерам.
Короче говоря, создать «жизнеспособные» и конкурентоспособные духи можно только работая одной командой, в тесном контакте со службой маркетинга.
Парфюмер – всегда в тени
Многие парфюмеры могли бы принять на свой счет слова Жака Польж, создателя духов Шанель: «Опасность — это одиночество, то есть риск выдумать то, что не будет принято никем». А вот цитата из Гете: “Строить будущее лучше с измененными деталями прошлого. Эта фраза осуществляется так, как я сам себе представляю мое дело...”
Метки: как сделать парфюм , хочу стать парфюмером
|