Телефон горячей линии: 8-952-64-5555-4 В избранное  
   
 
 

Парфюмерный Колумб


Парфюмеры – чересчур редкая профессия, чтобы любой из нас мог встречаться с ними каждый день. А уж встретить в парфюмерном бизнесе парфюмера-самоучку, добившегося самостоятельно заметных результатов, еще сложнее. Поэтому мы ухватились за возможность задать несколько вопросов Энди Тауэру (Andy Tauer), парфюмеру из Швейцарии, который сделал свой парфюмерный бизнес из любопытства и хобби...

Как всё началось? Почему вы решили стать парфюмером?

Я попытаюсь ответить на эти вопросы с помощью метафоры: иногда я чувствую себя исследователем, который плывет по неизвестным морям и открывает новые континенты. Когда я начинал свое парфюмерное путешествие в 2004 году, у меня не было ни малейшего представления, куда я направляюсь и как далеко могу заплыть. Я никогда не посещал образовательных заведений, в которых обучают парфюмеров. В актив мне можно занести лишь успешное обучение на химическом факультете Федерального Технологического Института (ЕТН, Цюрих) и ученую степень по молекулярной биологии.
Иногда меня спрашивают, откуда появилось мое желание творить ароматы: из мечты создать свой персональный аромат или из неудовлетворенности магазинными ароматами. Думаю, что скорее это был вызов моим креативным способностям. Я считаю себя творческим человеком, мне нравится рисовать, сочинять. Сначала меня интересовало, как чудесные ароматы природы могут сочетаться и взаимодействовать между собой? И могут ли воля и желание человека создать из природных ароматов нечто более прекрасное, не существовавшее ранее в природе? Творческая игра для разума и носа. Не больше и не меньше.
Первоначально я работал только с натуральными компонентами – и я уверен, что это время стало превосходной тренировкой. Затем я встретил Веро (прим.: ароматы, созданные Vero Kern), чудесную женщину и парфюмера с удивительно тонко чувствующим носом. Она открыла мне мир парфюмерной химии, мир синтетических молекул, созданных человеком, и познакомила меня со своими работами. Она создает прекрасные некоммерческие ароматы. Сейчас она стала моим другом и наставником – все свои ароматы я обязательно обсуждаю с ней.
Парфюмерным премудростям я обучался самостоятельно, читая книги и слушая разные ароматы. Из любопытства узнавал, чем пахнут различные натуральные и синтетические материалы, из любопытства комбинировал их между собой – чтобы создать и узнать для себя новые ароматы. Так что когда я сел в лодку, оттолкнулся от берега и вышел в открытый океан, я вовсе не намеревался открыть новые континенты или построить новую карту мира. Я хотел всего лишь обойти маленький островок, видимый с берега, и по возможности, получить удовольствие от своего путешествия.

Что стало поводом для начала парфюмерного бизнеса?

Первый коммерческий аромат я создал два года назад по просьбе своего близкого друга Паскаля, владельца магазина в Цюрихе. Он уже пробовал до этого некоторые мои любительские ароматы, или точнее сказать, наброски или опыты. И как-то за ужином я подарил ему несколько натуральных масел из Марокко: абсолют марокканской розы и любимое мной масло кедрового дерева. Они ему очень понравились, и он попросил меня сделать для его магазина «марокканский» женский аромат. Le Maroc pour Elle. С него все и началось. До этого я делал ароматы только для своего удовольствия. Четкой идеи, каким должен быть аромат, у меня не было. Знал лишь, что аромат должен быть восточным, с доминирующими нотами розы и жасмина. Его создание заняло у меня целый год, пока я не остался доволен результатом.
Затем я создал свой веблог в Интернете (www.tauerperfumes.blogspot.com) – я подумал, что кому-то может быть интересно, как я путешествую на своей маленькой лодке в океане ароматов. Не помню, как именно мне пришла в голову эта идея, но я сразу понял, что мне нравится писать об ароматах, о процессе их создания и конечно, о запахах, окружающих меня в жизни. И внезапно для меня, читатели блога и другие люди захотели попробовать мои ароматы, и стали их покупать. И мою лодку пришлось оснастить Интернет-магазином, добавив для клиентов всего мира возможность заказать образцы-сэмплы. Сначала сэмплы были бесплатны; но сейчас заказов на них чересчур много и нам пришлось брать деньги – хотя бы за услуги почты. Так мы поняли: наша затея превращается в настоящий парфюмерный бизнес, и мы с Паскалем стали более рациональными. По крайней мере, мы попытались стать более эффективными в нашей работе.
И наконец, мой блог и мои ароматы заметил парфюмерный критик и ученый Лука Турин (Luca Turin). Его благожелательный отзыв об аромате Le maroc pour elle еще больше увеличил интерес ко мне и моим работам. И вот так я и открыл для себя новый континент, материк парфюмерного бизнеса. Это terra nova, полная возможностей и рисков, и я начал её исследования.
По образованию я – химик, работаю менеджером (National Contact Point for Aeronautics and Space, Switzerland), помогаю швейцарским ученым получать гранты на научные исследования, этим и зарабатываю на жизнь. Моя основная работа позволяет мне заниматься тем, что мне нравится – парфюмерией, и парфюмер я даже не по любви, а по страсти.

Есть ли некая общая система или методология в Ваших ароматах?

Трудно судить о собственных творениях. Может быть, во всех моих ароматах (их не так много пока) можно увидеть мое желание осуществить в них собственные ароматные мечты. Я хочу делать хорошие ароматы, чтобы, спросив у зеркала, говорящего только правду, услышать в ответ: «Да, ты сделал хороший аромат».
Возможно, все мои ароматы объединяет старомодный способ их создания. А именно, мне неважно, сколько он будет стоить. Я начинаю с идеи или образа аромата, который хочу создать. Как в случае с новым ароматом Lonestar Memories, который будет очень личным; можно сказать, он – это мои воспоминания в сжатом виде. Я представляю себе прерии, одинокого всадника, его вечерний костер, его жизнь вместе с природой, свободную и не имеющую границ… это непросто выразить словами.
Или L`Air du desert marocain. Это был мой второй аромат, выпущенный в сентябре 2005 года. Я вынашивал его ровно 9 месяцев. Всё это время перед моими глазами стояла четкая картина – я представлял себя в марокканской гостинице Уарзазата (Ouarzazate), на границе пустыни Сахара. В той самой комнатке, в которой мы были с другом несколько лет назад. Я лежу на кровати около открытого окна. За окном вечер, луна сменяет солнце. Вечерний ветер колышет занавески, принося запахи пустыни и пряностей с базара, ароматы высушенного дерева и восточных сладостей. Я представлял себе, как я вдыхаю этот воздух, слышу смех людей на улице, их гортанные разговоры, лай собак, крики матерей, зовущих детей ужинать… Слушая варианты ароматной композиции, я вспоминал и представлял маленький город на краю пустыни. На этикетке L`Air du desert marocain я тоже изобразил тот же образ, но уже изобразительными средствами.
Итак, я начинаю с образа аромата. После этого я пытаюсь понять, какие ароматы (натуральные и синтетические) могут соответствовать этому образу, смешивая их сначала в уме, затем в пробирке. Опыты сменяют друг друга, пока аромат не начнет походить на умозрительный образ. Я не думаю, что я когда-либо достигну идеала, но образы тем не менее направляют меня, как маяк или путеводная звезда.
Еще деталь: в своих ароматах я использую много натуральных компонентов: эссенции, масла, абсолюты. Синтетику я добавляю после, словно наряжая готовую куклу. Синтетика добавляет света, как яркий свет восходящего солнца заставляет сиять природные краски.

Ваши отношения с Большой Парфюмерией? Пробуете ли Вы ароматы других парфюмеров и брэндов?

Иногда случается попробовать, но редко. В случае с современными ароматами нечасто выпадает возможность чему-либо научиться у их создателей, – большинство новейших ароматов лишь копии других, которые в свою очередь цитируют темы, с которыми лучше ознакомиться из первоисточников. Я скорее попытаюсь понять идеи, заложенные в бессмертном Chypre (Coty), чем буду пробовать некий современный модный шипровый аромат. Время от времени я пробую ароматы вместе с моим другом и учителем Веро. Она прошла парфюмерную школу, и встречаясь, мы обязательно что-либо нюхаем и обсуждаем: мои или её ароматы, иногда что-нибудь от известных брэндов.
Конечно, бизнес-модель крупных корпораций совершенно другая. Я не смогу обслуживать миллионы клиентов, а они обязаны этим заниматься. По-моему, Большая Парфюмерия, большие парфюмерные дома – это комплексные маркетинговые организации, умеющие профессионально продавать ароматы во всех странах мира, но редко имеющие в собственном штате своего парфюмера. Они продают ароматы, которые разработаны и производятся по их заказу в корпорациях типа Givaudan, Symrise, IFF, и подобных. В этом нет ничего плохого, так устроена парфюмерная промышленность, но они работают совсем не так, как мы, создатели и производители нишевой парфюмерии.

Чувствуете ли Вы конкуренцию с другими брэндами? Есть ли у Вас любимые ароматы, созданные другими парфюмерами?

Забавно, я никогда не думал о других брэндах, как о своих соперниках. Я скорее считаю парфюмеров – работают ли они в крупных или нишевых компаниях – своими коллегами, братьями по оружию. В конце концов, у нас общая цель: создавать ароматы для удовольствия наших клиентов.
У всех парфюмеров, работающих в нишевом сегменте, одинаковые задачи: сделать отличный аромат, получить известность, и представить аромат вниманию клиентов – находясь при этом в бесконечном потоке всё новых и новых ароматов, появляющихся еженедельно! Конечно, это очень трудная задача – но она приносит свои плоды. К тому же нишевые игроки более свободны. Как независимый парфюмер, я имею массу преимуществ, которые позволяют мне самому определять направление и скорость движения и развития бизнеса.

О любимых ароматах. У меня нет одного-единственного любимого аромата или парфюмера, меня приводят в восторг самые разные вещи. Но одно могу сказать определенно: я обожаю классические ароматы. Такие, как Chypre (Coty), Jicky (Guerlain) или самый прекрасный, изысканный и выдающийся кожаный аромат Knize Ten, - он восхищает меня своей удивительной конструкцией.

Для Вас парфюмерия – это бизнес или по-прежнему хобби? Может, Ваш брэнд когда-нибудь купит портфельный инвестор вроде LVMH?

Все началось как хобби, но превратилось в бизнес. У моего бизнеса остаются черты хобби, пока я всецело вовлечен в него и чувствую от этого занятия радость и счастье. Знаете, я по-прежнему получаю от этого массу удовольствия. Но кроме первоначальных ощущений, теперь я чувствую обязательства перед своими клиентами. Обязательства эти с одной стороны обременяют (нужно обеспечивать складские запасы всех выпущенных ароматов), а с другой стороны они дают мне, счастливому исследователю, указание двигаться дальше и дальше, чтобы пересечь весь океан.
И даже в бизнесе я стараюсь сохранить человеческие отношения. Я стараюсь построить отношения на доверии. Так мы работаем с Паскалем и его магазином, так же я работаю с Интернет-магазином Luckyscent, который продает мои ароматы в Голливуде, США. И мы до сих пор не подписали ни одного бумажного договора. Я верю людям. Я верю, что люди – хорошие.
Насчет продажи бизнеса инвесторам… Честно говоря, я никогда об этом не думал. Я подумаю об этом, когда поступит предложение. Но сегодня я не вижу, ради чего кому-то покупать мой небольшой бизнес. Интересно, что сказали бы об этом мои клиенты? Думаю, что им бы эта идея не понравилась бы. Мне кажется, что их согревает мысль, что они покупают ароматы, которые практически вручную делает один человек, со всей своей заботой и любовью.

На многих парфюмерных Интернет-форумах и веблогах можно встретить слова восхищения в адрес Ваших ароматов. Что делает их такими особенными, по Вашему мнению?

Часть ответа на этот вопрос уже прозвучал. Я пользуюсь своим преимуществом использовать относительно дорогие исходные материалы и составлять из них композиции по старинке, не отвлекаясь на цифры вроде «килограмм духов должен стоить не более 50 долларов». Я не провожу никаких фокус-групп, чтобы узнать мнение потенциальных клиентов. Фокус-группы усредняют всё, что попадает к ним в руки – в случае аромата они делают его серым и «просто приятным». Я делаю ароматы, которые нравятся лично мне.
Кстати, это интересный аспект в парфюмерии (да и не только). С одной стороны, потребители ожидают нечто новое, то, что они никогда не пробовали, может быть, даже шокирующее. Но есть и другая сторона – большинство людей идут по известной и проторенной дорожке, покупая то, что им уже хорошо известно. Запуская на насыщенном рынке абсолютно новаторский аромат, парфюмер должен знать, что на пути к его успеху (если он случится) ему предстоит преодолеть много препятствий.

Как Вы продвигаете свои ароматы? Реклама, PR, маркетинг нишевого парфюмера?

У меня нет большого бюджета на продвижение ароматов. Я предпочитаю вкладывать в новые ароматы и новые парфюмерные материалы. Конечно, маркетинговый бюджет не может быть нулевым. Лучшие результаты пока дает мой собственный Интернет-ресурс, веблог, хотя он никогда не рассматривался мной как инструмент маркетинга. Другой поток новых клиентов создают личные впечатления клиентов, которыми они делятся со своими друзьями и знакомыми. Время от времени я устраиваю ужины или вечеринки, на которые приглашаю людей. Легкий фуршет, лекция об аромате и его составляющих, люди с удовольствием слушают и воспринимают новую информацию, слушают аромат. Это происходит примерно раз в полгода. Будете в сентябре в Цюрихе – заходите в гости.
Сэмплинг – тоже можно считать частью маркетинговой программы, поскольку мы не получаем прибыли с этого. Упаковка пробирок и рассылка – тоже моя задача. Всё делаю сам, своими руками.
Платной рекламы на телевидении, в газетах или журналах я не даю – чересчур дорого. Бесплатно размещаем статьи, когда появляется такая возможность. Интернет-реклама изредка бывает, но результаты очень неустойчивы.

Всем интересно знать – какова кухня парфюмера? Расскажите, как Вы создаете аромат? С чего начинаете – и как узнаете, что аромат уже готов?

Мне нравится вопрос: кухня парфюмера. Легче всего объяснить практическую сторону вопроса. На переполненном стеллаже находится масса ароматных материалов, натуральных и синтетических. Перед ним стол, на нем лежат пипетки, бумажные блоттеры и лист бумаги с карандашом. Чистый стеклянный флакон, ведро для отходов и этиловый спирт в бутылке. Погружаю блоттеры в ароматную жидкость (часть материалов я предварительно растворяю в спирте до нужной концентрации), слушаю ароматы с блоттеров по отдельности и в сочетании разных блоттеров, наблюдаю, как развивается аккорд во времени. Если аккорд мне интересен, я смешиваю его компоненты в стеклянном флаконе, записываю состав на листе бумаги и затем снова пробую уже смешанный аромат. Обычно я начинаю с нот шлейфа, но иногда добавляю также и более летучие ноты (начальные и ноты «сердца»), чтобы посмотреть, как будет звучать какое-то определенное сочетание нот. После эксперимента у меня остается его описание на бумаге (чтобы затем перенести в свой компьютер) и флакон концентрата, который будет стоять 2-4 недели до тех пор, пока его можно будет разбавить спиртом и узнать, как он поведет себя на коже. Это очень важно, особенно при работе со сложными и от природы многокомпонентными натуральными маслами – смеси нужно дать время, чтобы огромное количество различных молекул провзаимодействовали между собой и нашли свое равновесное состояние.

Всю работу парфюмера можно разделить на несколько этапов:
Первый этап: Образ. На этом этапе в голове появляется образ или идея аромата. Может быть, именно здесь находится настоящая кухня парфюмера? Образ должен быть ясным, сияющим и прекрасным.
Второй этап: Начальные неудачи. Первые эксперименты заканчиваются провалом, и образ кажется недостижимым. Неудовлетворенность сменяется безнадежностью, но опыт накапливается с каждым экспериментом, и рано или поздно наступает третий этап.
Третий этап: Настройка. На этом этапе уже есть основная тема аромата, но её еще нужно красиво аранжировать и тщательно настроить. Этот этап может быть долгим и потребовать десятков новых экспериментов, чтобы отполировать лишь одну грань аромата.
Четвертый этап: Сомнения. Вам нравится то, что получилось, но… вы еще не уверены, что все готово. Тут вам могут помочь друзья или учителя: давай, вперед! И вы выносите аромат на суд публики. После запуска пути назад уже нет, и все мучения и сомнения позади, но сомнения все же остаются.

Ваши ароматы настолько интенсивные и насыщенные – совершенно не похожие на те модные ароматы мейнстрима, которые стоят на полках парфюмерных магазинов. Почему?

Это сложный вопрос, и я не уверен, что мои ароматы интенсивнее остальных. Да, мне нравятся насыщенные ароматы. Но насыщенность сама по себе не является признаком качества. Я люблю свои ароматы за их характерность. Я стараюсь создавать ароматы, которые пробуждают интерес, которые выделяются из толпы. Насыщенность аромата не является ценностью сама по себе. Мои ароматы я стараюсь делать так, чтобы они были и оригинальными, и насыщенными.

Есть ли у Вас любимые ноты или аккорды? Расскажите, что это: роза, дерево алоэ, или амбра?

Любимые ноты и натуральные материалы… Роза, флердоранж, сандаловое дерево, березовый деготь, линалоол, кардамон, ветивер, и много других… это чистые цвета. А аккорды – как смешанные краски, дающие новый цвет. Например, мне нравится такой жесткий аккорд: березовый деготь, изо-амилсалицилат и масло герани. Зеленая и цветочно-фруктовая нота герани, поддержанная в своей зеленой части пудровостью изо-амилсалицилата, и затем дымно-копченая кожаная нота дегтя добавляет глубины, загадочности и чувственности. Чудесный аккорд! На нем основан мой новый кожаный аромат, Lonestar memories.
Другой любимый аккорд тоже очень простой, но это запретный плод. Я не могу использовать его в своих ароматах, поскольку его компоненты ограничены рекомендациями IFRA: масло корицы, болгарская роза и цистус (европейская каменная роза). Пряное масло корицы с горячим ароматом прекрасно сочетается с теплым ароматом розы. А цистус обеспечивает рефрен древесно-животных нот, поддерживая розу и делая её чувственной.
Забавно, что, работая над новым ароматом, я часто возвращаюсь к любимым аккордам, по-новому играя с ними и добавляя в них новые ноты. Думаю, у каждого парфюмера есть его любимые аккорды, которые ощущаются во всех его ароматах. Это как будто его личная подпись на них.
Иногда отличительной чертой аромата служат его незаметные ноты (те, которые трудно почувствовать сразу или которые вне композиции почти не пахнут). Бывает, что вы убираете эти незаметные ноты из композиции, и сразу понимаете – чего-то не хватает. Например, мягкого безмолвного касания сандалового дерева, которое приглушено более яркими и доминирующими древесными нотами; Его вроде и не слышно, но оно вносит в древесную базу особенный цветочный оттенок, который не хочется упускать.

И наконец, последний вопрос традиционный – о Ваших планах на будущее.

У меня четкие планы на будущее. Сначала – запуск моего кожаного аромата Lonestar Memories в июне 2006 года. Рассылка сэмплов и буклетов, ожидание впечатлений клиентов, и так далее…
В работе находится композиция, которой я занимаюсь уже несколько месяцев, и время от времени описываю свои впечатления о ней в своем блоге. Грейпфрут, перец, роза, фиалковый корень, ладанник, сандаловое дерево и дерево алоэ. Эта композиция имеет название l`art pour l`art (искусство ради искусства), и мне нравится, как она звучит и развивается. Так что на июль намечены сюрпризы. Дальше – на конец 2005 и начало 2006 года у меня тоже есть планы. Некоторые эскизы древесного аромата уже крутятся в голове… посмотрим, что выйдет. А вообще моя цель: зарабатывать с помощью своих ароматов достаточно, чтобы обеспечить свою жизнь.
Мои финальные слова тоже будут традиционными. Спасибо Вам за то, что дали возможность рассказать о своей работе, доставляющей мне радость вот уже два с половиной года.


Метки: ,

   
  © Курсы парфюмерного мастерства, 2009-2011
Наш телефон: 8-952-64-5555-4