Мы встретились с Тьерри Вассером в Дубае, куда он прилетел с рассказом о последней новинке знаменитого французского Дома Guerlain – мужских духах Guerlain Homme. Казалось бы, что интересного? Ничего. Кроме, пожалуй, того, что история Дома Guerlain насчитывает около 200 лет, и многие поколения парфюмеров бережно хранят секреты создания самых изысканных духов этой марки, передавая их из уст в уста. Да, еще того, что профессия Тьерри не совсем обычная. Он – «нос» Дома Guerlain, и его удивительное обоняние сегодня стоит за созданием всех новых ароматов этого легендарного бренда.
Тьерри признается, что унаследовал мантию мэтра парфюмерного производства от самого Жана Поля Герлена, которого он называет не иначе, как «мастером». Чувство обожание к своему наставнику красной нитью проходит через всю нашу беседу, и Тьерри раскрывает несколько эпизодов из своей биографии, позволяющих понять, как много ученик перенял от такой интереснейшей персоны, как Жан Поль Герлен.
Вместе с Тьерри в Дубай прилетела Элизабет Сирот, директор Дома Guerlain по международным связям с общественностью и прессой. Элизабет – это просто ходячая энциклопедия, готовая выдать сиюминутную информацию обо всем, что, так или иначе, связано с маркой Guerlain. Эта энергичная дама работает в компании уже несколько десятков лет, и, наверное, вряд ли найдется что-то, чего она не знает о целой галактике духов или о людях, которыми наполнена история компании. Этот потрясающий дуэт оказался в Дубае проездом, перед поездкой в Кувейт и дальнейшим возвращением обратно в Париж.
Тьерри на момент нашего знакомства проработал в компании всего четыре месяца, но его отношения с Домом Guerlain начались задолго до этого, еще тогда, когда юный Тьерри изучал такую непростую и редкую профессию – «нос».
Родившийся в городе Монтре, на берегах Женевского озера в Швейцарии, Тьерри рос среди обширных лугов. Именно там и начала зарождаться его страсть к изучению трав и ароматов растений. «Я всегда наслаждался своей дорогой в школу больше, чем учебой в ней», – признается Тьерри с улыбкой, – «и еще я любил собирать травы так же, как другие ребята в моем классе собирали футбольные карточки». В 20 лет Тьерри получил образование ботаника. Однажды ему на глаза попалась статья в местном журнале о швейцарской компании Givaudan, крупнейшем производителе вкусовых и ароматических добавок, и в то же момент он понял, что парфюмерия станет делом всей его жизни. Тьерри договорился о встрече с Жаном Хадорном, директором Парфюмерной школы, и в 1981 году приступил к занятиям на курсе. Через шесть лет обучения он получил специальность «Парфюмера тонких ароматов» в Givaudan, Париж.
Получив специальность, Тьерри отправился вместе с брендом Dior на целых девять лет в Нью-Йорк, и вернулся обратно в Париж после того, как был выпущен аромат Dior Addict.
Профессия – «нос» Дома Guerlain – это вершина парфюмерного искусства», – говорит Тьерри. – «Даже в Givaudan ингредиенты их ароматов были тщательно засекречены. Но здесь! Когда я однажды нечаянно заглянул в холодильник, в котором они хранились, мне здорово влетело от начальства. На холодильник повесили замок, и мне строго-настрого запретили к нему подходить. В другой раз я загрузил Vetiver – бестселлер среди ароматов Guerlain в анализирующую машину, меня снова застукали. Крику было!». После этих историй настало время наших вопросов и ответов Тьерри, в которых он попытался раскрыть тайну прочных уз и полнейшего обожания Жана Поля Герлена и рассказать о том, как он стал «носом» этого легендарного модного Дома.
Тьерри, что Вы чувствовали, становясь «носом» такого известного парфюмерного бренда и получая благословение самого Жана Поля Герлена?
Первое – это пугающую ответственность. Раньше, я всего-навсего работал в отделе, и не должен был делать такого выбора. Теперь, весь этот груз на моих плечах! Жан Поль – абсолютный гений, и каждый парфюм компании содержит внутри его почерк.
Когда был выпущен аромат Guerlain Homme, который вы презентуете в Дубае?
Он был впервые представлен в сентябре 2008 года. Однако я говорил о нем уже в июне, когда мы праздновали 180-летний юбилей Дома Guerlain. Мне пришлось и приходится много работать. Кроме собственно создания нового продукта, я хочу реорганизовать лабораторию и реструктурировать работу отделов, чтобы быть уверенным в устойчивости и жизнеспособности бренда.
Что самое захватывающее в Вашей профессии?
До сих пор я не могу контролировать смеси ароматов и создание нового продукта. Сегодня я – часть бренда, и все процессы взаимосвязаны. Это настоящее волшебство – быть парфюмером такой легендарной компании, разделяя и передавая свои чувства через аромат и создавая собственные интерпретации пожеланий «мастера».
Каким образом вы визуализируете парфюм? Как создается концепция новых духов?
Духи – это послание в бутылке. Я должен пообщаться со многими из ингредиентов, прочесть их тайный смысл, и тогда они начинают вдохновлять тебя. Вдохновением может стать и какая-нибудь ситуация или мимолетная беседа. В духи может превратиться все, что угодно. Мы переводим человеческие настроения в ароматы. Любые духи должны быть выражением чувств, мелькнувшим запахом или даже мыслью. Жан Поль, настоящий мастер, умел делать это лучше, чем кто-либо другой. Может быть, это было выражением его любви, которую он питал к своей женщине, приведшем к созданию божественных духов. Все шло и идет от сердца.
Сегодня, специалисты по маркетингу предоставляют обычно краткую историю и просят создать продукт в её рамках. К счастью, в Guerlain, в которой есть мастер, мы в первую очередь создаем духи. Маркетинг приходит позднее.
С вашей точки зрения, что делает духи плохими или хорошими?
Это очень сложный вопрос. Иногда рынок не готов принять что-то новое и непохожее на то, что уже было. Тогда люди говорят, что духи плохие. Например, наши легендарные духи Shalimar, впервые выпущенные в 1921 году, совершенно не пришлись по вкусу тогдашней публике. Однако, когда господин Герлен пригласил свою супругу в океанский круиз, и мадам Герлен появилась на вечернем приеме в облаке этих духов, все вокруг восторженно заговорили о новинке. По возвращении четы из круиза в Париж, духи Shalimar были вновь представлены на рынке в 1925 году и стали бесспорным хитом эпохи 1920-х! Иногда кто-то должен подтолкнуть продукт, чтобы дать ему возможность быть понятым.
Еще один аромат – Derby, созданный в 1983 году, вообще не получил никаких отзывов. Оказалось, что тогда еще не наступило его время. Он появился слишком рано. Сегодня – это один из бестселлеров Guerlain. Я считаю, что не бывает плохих ароматов. Просто создание новых духов, это как игра в «орла и решку», никогда не знаешь, каковы шансы...
Кто Ваш духовный наставник?
Ваша жизнь и карьера зачастую зависит от случайных встреч. Я очень благодарен людям, направлявшим меня. Когда мне было 16 лет, мой учитель стал показывать мне разные травы, рассказывать о них. Начав работать в этом возрасте, я очень плохо занимался в обычной школе. Он дал мне возможность изучить новую для меня сферу деятельности. Однако ботаника – это очень узкая специализация. В то время две компании – Femenich и Givaudan производили ароматы. Я подал заявления о приеме на работу в обе, и позже был приглашен на собеседование. Прямо на фабрике Givaudan я прошел тест на обоняние и получил работу. Сегодня у меня в жизни есть Жан Поль Герлен собственной персоной. Тот, кто уважает старших, получает в результате неожиданные награды.
Вы упоминали, что для создания новых ароматов, нужны двое.
Это работа, требующая полного уединения. Аромат находится на листе бумаги в виде формулы, а ты – в лаборатории сам с собой. Потом тебе необходимо открыться кому-нибудь. Для этого аромата, Guerlain Homme, я хотел соединить свежие ноты с теплыми, и в какой-то момент застопорился. Жан Поль вошел в лабораторию, и я дал ему понюхать образец. Он сказал: «Добавь ревень». И всё. Только результат получился ошеломительным. Духи получились превосходными. Вывод – когда вы в тупике, забудьте о гордости, обратитесь за помощью к учителю.
Известно, что во Франции хорошо продаются традиционные арабские духи. Как Вам кажется, почему?
Да, это так. Два специализированных бутика были открыты в самом центре Парижа. Спрос на их продукцию очень высокий. Кроме того, во Франции ежегодно бывает множество туристов из ближневосточного региона, которые много покупают. Для меня, как для парфюмера, невозможно пройти мимо магазина, продающего уд или бахур (арабские благовония). Они просто притягивают к себе восточной мистикой. Один человек из Саудовской Аравии подарил моей знакомой флакончик уда, и теперь она просит, чтобы я создал на его основе какой-нибудь аромат, который понравился бы французам.
Значит можно ожидать появления у Дома Guerlain духов с восточными нотами?
Арабская культура очень быстро распространяется по всему миру. Мне очень нравятся арабские благовония, кроме того я просто обожаю розы. Поэтому, да, обязательно. Может быть, это будет частная коллекция или какая-нибудь лимитированная серия. Пока не знаю. Компания Guerlain в свои 180 лет до сих пор открыта для новых идей.
Над чем Вы сейчас работаете?
Это секрет.
Какие рынки являются основными для духов Guerlain?
Самыми крупными потребителями наших духов являются Франция, Россия и Ближний Восток. В Японии чрезвычайно популярны наши средства по уходу за кожей.
Какие духи предпочитают русские женщины?
Я думаю, они очень любят классические ароматы от Guerlain – Shalimar, L’Instant Magic, Insolence. Ваши женщины тонко чувствуют ароматы и многие умеют их безошибочно подбирать. Еще мне кажется, что многие наши духи отлично «звучат» зимой, в морозы, когда облаком окутывают даму в меховой шубке.
Какие духи нравятся лично Вам?
Я люблю Habit Rouge и Vetiver. Но когда на улице тепло, я пользуюсь Guerlain Homme. Обычно сам «маэстро» Жан Поль Герлен пользуется Habit Rouge, а я – Vetiver.
В чем секрет успеха Guerlain?
В производстве уникальных продуктов по уходу за кожей, духов и декоративной косметики. Мы всегда следуем за своими чувствами и желаниями, а уже потом рассматриваем маркетинговые аспекты. Этот секрет позволил компании успешно работать в течение 180 лет, и ведет нас дальше. В будущем мы хотим больше внимания уделять духам. Но, если создавать духи на основе краткой истории, полученной от специалистов по маркетингу, то они так и останутся краткой историей. Чтобы аромат жил в веках – нужно вложить в него всю душу.
Немного истории
Дом Guerlain был основан в 1828 году, когда Пьер-Франсуа Паскаль Герлен открыл свой первый парфюмерный магазин на Рю де Риволи, 42. Как основатель компании и парфюмер, он сам создавал духи. В этой работе ему помогали сыновья – Эме и Габриель. Очень быстро марка стала популярной, и Пьер-Франсуа открыл свой флагманский магазин на Рю де ля Пе, 15. В 1853 году он создал аромат Eau de cologne Imperiale, который принес огромный успех Guerlain. Вскоре духи у Пьера-Франсуа стали заказывать королевские особы.
Пьер-Франсуа Паскаль Герлен умер в 1864 году, и бизнес перешел в руки сыновей. Габриель руководил компанией, а Эме создавал новые ароматы, включая такие бестселлеры, как Jicky (1889). Позднее семейное дело перешло в руки сыновей Габриеля Герлена: Жака и Пьера. Жак стал мастером-парфюмером и создал несколько знаменитых до сегодняшнего дня духов – Mitsouko (1919) и Shalimar (1921). Внук Жака – Жан Поль Герлен принял бизнес из рук деда и пополнил список бестселлеров такими ароматами, как Habit Rouge и Vetiver. Когда в 2002 году компанию приобрела группа LVMH, Жан Поль вышел на пенсию, но до сих пор принимает активное участие в создании новых духов бренда Guerlain.
|