О том, что российская парфюмерия. начала уверенно пробиваться на международный рынок и даже соревноваться с французским парфюмом знают немногие. И, тем не менее, это так. Год назад московская парфюмерная фабрика "Новая заря" открыла свой фирменный магазин в Нью-Йорке.
Отечественной парфюмерии без малого полтора века. За это время сформировалась каста (иначе их не назовешь) искусных волшебников, колдующих над неуловимыми запахами и придумывающих все новые и новые секреты.
А началось все с "Тройного одеколона", который фактически стал отцом российской парфюмерии. С того самого, который мужики пили при нехватке денег или иного спиртного, хозяйки держали на кухне на случай порезов, а отечественные цирюльники предлагали после бритья - дешевый и спирту много.
Как утверждают историки парфюма, появился он под названием "Кельнская вода" (по-французски "Eau de Cologne", отчего и произошло русское слово "одеколон") в 1694 году. В Европе он был воспринят буквально как чудодейственный элексир, представляющий собой смесь эфирных масел из цитрусов, разбавленную крепким спиртом. И вот почему. Во время эпидемии оспы в Германии к каждому флакончику прилагалась инструкция: "Эта чудодейственная вода является средством против яда, предохраняет от чумы, она лечит желтуху, катар, обмороки, колики в животе, боку и груди, исцеляет от ожогов, придает силы женщинам при родах, способствует откашливанию, а также ослабляет звон в ушах, прибавляет красоту, так как делает кожу гладкой и наделяет ее прекрасным цветом".
Стать "Тройным одеколоном" "Кельнской воде" помог Наполеон. В 1810 году он издал декрет, требующий открыть рецепты всех лечебных средств. Чтобы сохранить секрет производства "Кельнской воды", ее объявили парфюмерным средством, добавив в ее состав душистые компоненты. Император был в восторге от новинки. Благодаря ему этот одеколон стал популярен в высшем свете. Прихватив с собой флаконы, французская армия двинулась покорять Москву. К сожалению, не одеколоном. А "тройным" он стал называться из-за трех составляющих ароматических компонентов: лимона, бергамота и нероли.
И, тем не менее, в истории российской парфюмерии французы сыграли свою роль. Спустя 24 года после наполеоновского набега на Москву в Париже в семье парфюмера Брокара родился мальчик, которого назвали Генрихом. А через 25 лет после этого в 1861 году Генрих Брокар появился в Москве и начал работать в лаборатории одной из городских фабрик. Через два года он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов и продал его своим соотечественникам. На вырученные средства открыл собственную мастерскую, на базе которой в 1869 году на улице Мытной, 15, что в Замоскворечьи, построил фабрику. Обосновавшись в Москве, Генрих Брокар принял православие и стал именоваться Андреем Афанасьевичем. К концу XIX века он учредил парфюмерное товарищество "Брокар и К°". К тому времени витрины лучших российских магазинов уже украшали изделия его фабрики ароматов. Этот "русский француз" сам экспериментировал в лаборатории, создавая новые ароматические направления. Его продукция ежегодно отмечалась высшими наградами как на всероссийских (высшая награда - государственный герб), так и на международных выставках. Арку ворот фабрики Брокара украшали три герба!
Вот лишь некоторые "ступеньки" восхождения фирмы Брокара на мировой Парфюм-Олимп.
1873 год. Москву посетила великая княгиня Мария Александровна. Во время приема в Кремле Брокар преподнес ей букет восковых цветов, каждый из которых имел присущий ему природный запах. Дар был оценен по достоинству, и с 1894 года Брокар - "поставщик государыни великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской".
1889 год. На Всемирной выставке в Париже его продукция была удостоена большой золотой медали. Духи "Персидская сирень", созданные Брокаром как подарок жене ко дню их серебряной свадьбы, получили Гран-при. Французы впервые оказались на втором месте.
1896 год. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде товариществу "Брокар и К°" был пожалован государственный герб России. Фабрика на Мытной,15 стала одним из крупнейших производителей парфюмерии в империи.
Брокар был не только талантливым изобретателем, но и умным предпринимателем. Чтобы завоевывать рынок и владеть им, он учитывал спрос самых разных покупателей: наряду с утонченным парфюмом для аристократии выпускал хозяйственное мыло "Народное" ценой в копейку. Продавал доступные (по рублю) парфюмерные наборы. В музее фабрики хранится такая реклама продукции: "Собственного изобретения Т-ва Брокар и К° Цветочный О-ДЕ-КОЛОН, всевозможных запахов. Усовершенствованный. Большая склянка - 1 рубль. Полусклянка - 60 коп. Карманный флакон - 35 коп. В изящных графинах - 3 рубля 75 копеек".
Известен Брокар и как один из богатейших коллекционеров Белокаменной. В его домашнем музее насчитывалось свыше восьми тысяч художественных произведений русских и зарубежных мастеров. Он принимал активное участие в общественной жизни города: создал библиографический кружок, открывал постоянно действующую выставку прикладного народного искусства, подарил Историческому музею редкую коллекцию масонских предметов... По его смерти, последовавшей в 1900 году, его вдова в своем особняке на Мытной, 17 открыла музей имени Андрея Афанасьевича Брокара.
Однако дело со смертью "русского француза" не прервалось. Его продолжил другой талантливый французский парфюмер Август Мишель. При его участии было создано немало "вкусных" образцов. Среди них духи "Любимый букет императрицы", приуроченные к 300-летию дома Романовых.
После 1917 года фабрику Брокара национализировали, но Мишель остался в России. Когда 5 лет спустя ее решили переименовать в духе нового времени, он предложил назвать ее "Новой зарей". Название было принято. А в 1925 году по его же предложению духи "Любимый букет императрицы" переименовали в "Красную Москву". Под этим названием они пользовались успехом не только в России, но и за ее пределами. Да и сегодня их высоко ценят знатоки во всем мире.
Традиции фабрики Брокара, несмотря на все потрясения минувших лет, остаются неизменными: здесь не только свято хранят свои лучшие наработки, но и создают новые направлении современной моды в парфюмерии. Ассортимент фабрики - более ста наименований. Ее ароматы лечат и вдохновляют, успокаивают и радуют, привлекают и очаровывают.
Начиная с 1995 г. "Новая заря" представляет Россию в международном музее запахов "Осмотек" в Версале. Только за четыре года (с 1997 по 2000) фабрика получила 12 золотых медалей на российских и международных выставках, десятки дипломов и премий. На состоявшейся в феврале нынешнего года 6-й Международной специализированной выставке "World partum" во время распродажи павильон "Новой зари" окружила огромная толпа. И не только потому, что российские цены более доступны. Дело в другом. Среди ароматов, которые во все времена ценились весьма дорого, появились в России и такие, которые нашли своих поклонников далеко за ее пределами.
|