У колыбели будущих духов всегда собирается несколько «добрых фей»: парфюмер, стилист, специалист по рекламе... Их главная цель — воплотить идею кутюрье, создать его духи так, чтобы аромат, упаковка и образ гармонично сочетались между собой. Oт этого зависит будущий успех. Идея принимает форму постепенно. «Роды» длятся в среднем от шести месяцев до двух лет, а то и гораздо дольше. И лишь после того, как согласие достигнуто, начинается воплощение замысла.
Опытный маэстро-парфюмер знает, чем будут пахнуть новые духи, задолго до того, как он начинает экспериментировать с запахами. Сначала он заносит в компьютер названия составляющих веществ и их предполагаемую дозировку, а затем «доводит» формулу, пользуясь своим носом.
Парфюмер может одновременно работать над несколькими композициями для различных домов. Далеко не все кутюрье имеют своего собственного специалиста. Чаще всего работа над разными композициями стимулирует творческий процесс: ведь один и тот же запах вызывает привыкание и притупляет обоняние.
Кроме того, очень часто несколько проектов запускаются одновременно и конкурируют между собой до тех пор, пока не будет выбран единственный и лучший из всех.
ВОЛШЕБНАЯ КУХНЯ АРОМАТОВ
Искусство парфюмера можно сравнить с мастерством шеф-повара. «Носы» самых дорогих домов (Герлен, Шанель, Пату) имеют возможность работать с отборным сырьем для своих будущих композиций. Они путешествуют по всему миру в поисках самого лучшего иланг-иланга, самой тонкой ванили, самого душистого сандала и самых пышных роз.
Искусство создания духов требует высокой точности. Все проверено, взвешено и подсчитано десятки раз. В такой дорогостоящей индустрии, как, производство парфюмерной продукции, нет места мелочам. Часто перебои с поставками первичного сырья делают невозможным производство духов или поднимают их цену до астрономических высот.
Когда были практически прекращены поставки ветивера из Гаити, закупщикам пришлось искать источники сырья на острове Ява. Ветивер на острове Реюньон перерабатывается лишь на одной крошечной фабрике, но зато это самый лучший и самый дорогой сорт — ветивер Бурбон.
Во французском департаменте Грасс в 20-е годы нашего века выращиванием и сбором жасмина и роз занимались более двух тысяч семей. Сейчас их менее десятка и вся их продукция принадлежит домам Шанель и Пату.
Цены: на парфюмерное сырье меняются каждый год в зависимости от урожая и стоимости рабочей силы. Жасмин из Грасса стоит около 30 000 долларов за килограмм эфирного масла, египетский жасмин, более низкого качества и отличающийся по запаху — около 2 000 долларов. Для получения одного литра эфирного масла необходимо 5 миллионов цветов (каждый цветок весит около десятой доли грамма. Литр розового масла из Грасса стоит от 7000 до 9000 долларов. Болгарской розы - "всего" 1500 долларов. Цена на корень ириса может превышать цену на золото. Он выращивается в Италии в таких маленьких количествах, что парфюмеры платят по 65 000 долларов, если хотят получить сырье высокого качества.
ИМЯ ДУХОВ: ГОЛОВОЛОМКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Процессы выбора названия будущих духов часто связаны с неожиданностями и сюрпризами. Достаточно вспомнить, какие проблемы возникли у Ива Сен-Лорана, который назвал свои духи «Шампань» Неиспользованных «свежих» имен почти не осталось. Специальные агентства создают списки возможных названий, имен, выражений, а затем продают свои находки на вес золота.
Существует банк данных, позволяющий проверить, не было ли найденное название ранее запатентовано. Если это происходит, поиски продолжаются среди названий, сходных с первоначальным вариантом по значению или звучанию. Этот процесс отнимает у юристов мaccy времени.
Последнее время на помощь человеку все чаще приходит компьютер. Новые названия подбираются путем перестановки звуков в уже существующих словах. Таким образом слово «марьяж» («свадьба», «брак") превратилось в "Амариж» — духи фирмы Живанши. "И, наконец, когда найдено запоминающееся, хоро шо звучащее на всех языках и не имеющее ни в одном из них отрицательного значения имя, оно хранится в строжайшем секрете до того самого момента, пока не придет пора выгравировать его на флаконе.
УПАКОВКА: МЕЧТА, ВОПЛОЩЕННАЯ В ОСЯЗАЕМУЮ ФОРМУ
Упаковка — главный посредник между духами и их будущей хозяйкой. Она должно одновременно давать представление об аромате и отражать стиль самого кутюрье. Именно на этом этапе в процесс производства включаются стилисты. Конечно, они прежде всего прислушиваются к мнению кутюрье, так как флакон, не соответствующий его вкусу, вряд ли будет одобрен. Пьер Динан, один из самых крупных дизайнеров, рассказывает, что любовь Келвина Кляйна к изделиям из черепахового гребня помогла создать флакон для духов «Обсешн» («Одержимость»), а страсть Оскара де ля Рента к изумрудам подсказала облик флакона «Волюпте» («Сла дострастие»).
Как только дизайнер создает окончательный эскиз будущего флакона, он приступает к изготовлению его макета из гипса или пластике. Затем наступает очередь мастера-стеклодува. У каждого специалиста есть свой собственный рецепт получения идеально прозрачного, чистого и сверкающего стекла.
ГОТОВЫЕ ДУХИ: НАЧАЛО СОРЕВНОВАНИЯ
Наконец, когда новые духи совершенно готовы к встрече с публикой, наступает самый драматический этап — борьба с конкурентами. Только в 1994 году было выпущено около тридцати новых духов. Как обойти соперников и выйти на первое место? Это забота служба маркетинга. Для того, чтобы быть замеченными, модные дома готовы на любые жертвы. Расходы на рекламную кампанию могут составлять до 50, а то и 70 процентов от общей суммы капиталовложений. В 1985 году дом Кристиан Диор потратил 40 миллионов долларов для того, чтобы наладить продажу духов «Пуазон» во всем мире. Фирма Ланком вложила 5 миллионов долларов в рекламную кампанию духов «Трезор" во Франции, которая продолжалась один год.
Как выяснилось, имя для духов было выбрано очень удачно («Трезор» — «сокровище»), потому что на третий год своего существования они принесли фирме 26 миллионов долларов от продаж во Франции и около 200 миллионов от продаж по всему миру.
Успеху новых духов способствуют не только огромные суммы денег, но и безудержная фантазия организаторов рекламной кампании.
Фирмы устраивают королевские приемы в Версальском дворне (1985 год — «Пуазон» и 1990 год — «Самсара» (Герлен), В феврале 1994 года фирма Кашарель представила духи «Эдем» («Рай») в огромном райском саду. В авиационном ангаре площадью более 10000 кв. м выросли гигантские деревья, искусственные водопады низвергались в искусственные озера, а прекрасные наяды нежились на огромных листьях водяных лилий. А Ив Сен-Лоран, который привозил в прошлом году духи «Шампань» в Соединенные Штаты, организовал прием на 2 000 персон у подножия статуи Свободы.
Метки: Как стать парфюмером?, Где учат на парфюмерома?, Как изготавливают парфюм , Обучение парфюмеров, домашние духи, Профессия парфюмер , Делать духи самой
|