Прессование или выжимание - Этим способом могут быть получены пахучие вещества, находящиеся в значительных количествах в некоторых частях растений, в апельсинных, лимонных, айвовых и других корках. Эфирное масло заключено в специальных, хорошо видимых под микроскопом клеточках
Если подвергнуть эти части растения сильному давлению, то клеточки, заключающие жирное масло, лопаются и масло вытекает. Выжимать масло прессованием можно только из свежих корок.
Складывают их в сшитый из крепкого холста или конского волоса мешок, кладут под пресс и жмут до тех пор, пока не перестанет вытекать масло. Как показали сравнительные опыты при применении даже самых сильных винтовых прессов, значительная часть эфирных масел остается в растении, так как большое количество маслосодержащих клеточек остается неповрежденным. Поэтому при получении эфирных масел прессованием предпочтение следует отдать гидравлическому прессу, развивающему давление, не достижимое ни одним прессом другой системы. При соответствующей прессовке выжатый из растительных клеток сок стекает через специальные отверстия, а остаток образует плотный жмых, почти лишенный масла. Вместе с эфирными маслами отпрессовывается и водянистая жидкость, частицы растительных волокон и слизь.
Для того чтобы освободить масло от этих посторонних примесей, оставляют его в покое до тех пор, пока вода и слизистые вещества не осядут на дно сосуда, а чистое масло всплывет наверх. Тогда масло сливают, фильтруют через полотно или, что еще лучше, через два бумажных фильтра. У высокой стеклянной бутыли срезают дно и укрепляют в горло бутылки при помощи пробки стеклянную трубку диаметром 8-10 мм; на последнюю одевается резиновая трубочка с краном. Открывая осторожно кран и выпуская воду, можно совершенно отделить водную жидкость от масла. Способ прессовки в широких размерах применяется также для добычи различных жирных масел и в частности для добывания жирных масел; имеющих применение в парфюмерном производстве, например миндального, орехового и т. п.
Получение эфирных масел перегонкой
При кипячении частей растений, содержащих в себе эфирные масла, вместе с парами воды перегоняется и эфирное масло, несмотря на то, что температура кипения эфирных масел выше температуры кипения воды. Самый способ перегонки может быть осуществлен простым кипячением с водой, пропусканием пара иди перегонкой при низких температурах под уменьшенным давлением. Из всех этих способов самым совершенным является перегонка с паром, самым простым - кипячение с водой.
Для перегонки кипячением загружают куб, наполненный водой, частями растений, содержащими эфирные масла, а в самом кубе на некотором расстоянии от дна его устанавливают второе ложное решетчатое дно для того, чтобы загруженные в куб растения предохранить от пригорания, происходящего при непосредственном соприкосновении с дном куба. Куб обогревают топкой. Когда вода кипит, вместе с водяными парами в холодильник поступает и эфирное масло. Сконденсировавшаяся вода и эфирное масло собираются в приемнике.
При перегонке эфирных масел с паром совершенно отпадает надобность в особом подогреве куба, так как пар непосредственно пропускают в, куб. Далее работа ведется одинаково. Отогнанное вместе с водой или даром масло собирается в бутыли, отстаивается и отделается от воды. Эти способы добывания масла неприменимы, когда части растения содержат мало масла или если при перегонке эфирные масла меняют свои качества, не давая надлежащего аромата.
Извлечение (экстракция) пахучих веществ
Этот метод основан на способности некоторых очень летучих жидкостей, как: бензина, серного эфира, хлороформа, петролейного эфира или сероуглерода, очень быстро извлекать (растворять) из цветов и частей растений ароматические вещества. При нагревании такой вытяжки летучие жидкости испаряются, и пахучие вещества остаются в чистом виде. Этот способ заслуживает особого внимания, хотя в настоящее время (1929 г.) практики прибегают к этому способу сравнительно редко.
Для получения эфирных масел способом экстракции загружают части растений в специально приспособленный для этой цели герметически закрывающийся сосуд (из белой жести), обливают растворителями (лучше всего нейтральным эфиром или сероуглеродами высокой ректификации) и помешивают. Масло растения перейдет в раствор, который и сливается с осадка. Этот раствор вносят в дистилляционный аппарат, где растворитель отгоняется и собирается в приемник. Полученный растворитель снова выливают на части растений и перемешивают, при этом снова происходит растворение масла, и раствор снова отгоняется в дистилляционном аппарате. Эту операцию повторяют несколько раз, пока не будет извлечено все масло из растений.
Вместо указанного способа можно пользоваться специальными экстракционными аппаратами.
Работа в экстракционных аппаратах происходит быстро и непрерывно. Полученное масло помимо эфирных пахучих веществ содержит находящиеся в растениях смолы и другие вещества. Для очистки от этих излишних примесей масло подвергают перегонке с водяным паром.
Добывание душистых вещест настаиванием
Приведенные выше методы получения душистых веществ не дают такого тонкого аромата и не извлекаются так полно, как при методе мацерации, который применяется большими парфюмерными фабриками Южной Франции (1927 г.).
При малом содержании пахучих веществ или если дистилляция дает продукты разложения масла, способ мацерации является наиболее рациональным. Этот способ основан на способности жиров жадно извлекать душистые вещества и отдавать большую часть их очень крепкому спирту. Смотря по тому, употребляют ли для мацерации цветов твердый при обыкновенной температуре жир (очищенное свиное сало) или жидкое масло (лучшего качества оливковое масло), получают душистые продукты, которые называют или парфюмированными помадами или парфюмированными маслами (благовонными маслами). Не следует смешивать эти продукты с косметическими помадами, применяемыми для смазывания волос. Помады являются лишь промежуточными продуктами в парфюмерии при получении чистого пахучего вещества. Повторно обрабатывая одним и тем же количеством жира свежие цветы, можно по желанию получать душистую помаду или масло с запахом любой концентрации. Способ мацерации очень несложен. Сало помещают в фарфоровые или эмалированные железные горшки, нагревают их в плоском сосуде, наполненном водой с температурой в 40, самое большое 50°, и подвешивают цветы в мешочках из тонкого полотна в жир, в котором они остаются в течение 12-48 часов. После этого мешочки вынимают, дают стечь с них салу, отпрессовывают, наполняют свежими цветами и вновь подвешивают в жир. Эту операцию повторяют 12-16 раз и больше, и получают, таким образом, душистые номады или масла различной крепости. Аромат получается тем тоньше, чем меньше времени цветы находятся в соприкосновении с жиром.
Рекомендуется для получения пахучих веществ употреблять специальный аппарат, делающий возможным постоянное соприкосновение жира с цветами. Он состоит из ящика луженой жести, который разделяется вертикальными перегородками на 5-10 отделений и закрывается навинчиваемой крышкой так плотно, чтобы жидкость не могла просачиваться. Перегородки имеют отверстия то вверху, то внизу. В отделения, образованные перегородками, помещаются корзинки из луженой проволочной сетки, наполненные цветами, предназначенными для мацерации; крышка закрывается, и ящик, поставленный в водяную баню, нагревается до 40-50°. Затем открывают кран, находящийся на трубе, и отделение 1-е наполняется из сосуда, установленного выше, нагретым расплавленным жиром, который, подымаясь в корзину, наполненную цветами, извлекает из них ароматические вещества, проходит под давлением вновь поступающего жира через отверстие в отделение 2-е, приходит вновь в соприкосновение с свежими цветами, затем через 3-е, 4-е и 5-е отделения и, наконец, выходит наружу сильно насыщенным душистыми веществами. По мере надобности можно применять и большее число отделений. После того как вся масса жира прошла через аппарат, его открывают, удаляют корзину из первого отделения, корзину, находившуюся раньше во 2-м, ставят в 1-е, из 3-го переставляют во 2-е, из 4-го - в 3-е, из 5-го - в 4-е. Корзину первую опоражнивают, наполняют совершенно свежими цветами и ставят в отделение 5-е, таким образом, каждая корзина из 5-го отделения проходит все остальные и продвигается в 1-е, чем достигается полное и быстрое поглощение душистых веществ жиром. Вместо жира можно употреблять концентрированный глицерин, также очень быстро извлекающий из цветов их аромат.
Из помады или парфюмерированного масла пахучие вещества извлекаются крепким 90-95° чистым спиртом, который растворяет душистые вещества, но не жиры. Для извлечения душистых веществ из помады ее при остывании разрезают на маленькие куски и помещают в бутыли со спиртом. Чтобы получить большую поверхность, наполняют помадой жестяной цилиндр с тонким отверстием в одном конце и выдавливают ее в виде тонкой нити плотно пригнанным поршнем. В таком виде помада, имея большую поверхность, скорее отдает пахучие вещества спирту. Полученный через несколько недель раствор ароматических веществ отгоняется при низкой температуре. Как бы долго ни оставались жиры со спиртом, они пахучих веществ полностью не отдают, удерживают небольшую часть их и потому обладают чрезвычайно нежным ароматом. Поэтому они поступают в продажу в виде надушенной помады или масла под названием того душистого вещества, которое содержат, например помада из цветов апельсина, помада или масло резеды. Они очень ценятся как парфюмерные продукты и употребляются также для извлечения ароматических веществ.
Для извлечения душистых веществ из насыщенного ими глицерина его обрабатывают так же, как жиры, но не спиртом, который растворяет глицерин, а бензолом, также извлекающим ароматические вещества.
Поглощение или всасывание (абсорбция)
Этим способом добываются самые тонкие эфирные масла, непереносящие и того небольшого нагревания, которое необходимо при мацерации. Способ этот основан на летучести эфирных масел и на способности жиров поглощать пары эфирных масел при обыкновенной температуре. Применяются так называемый рамочный способ или пневматический воздушный способ.
По первому способу жир (очищенное свиное сало) наносят слоем около 3-5 мм толщины на стекло, длиною в 1 м и шириною в 60 см. Стекло вставляют в рамы и посыпают цветами. Рамы ставят одну над другой и оставляют так на 1-3 дня. Затем увядшие цветы заменяются новыми. Повторяют это в течение месяца, пока помада не приобретет запах желаемой интенсивности. Если необходимо эфирным маслом пропитать не жир, а какое-либо масло, то в рамы вставляют не стеклянные листы, а металлические сита. На это сито кладется кусок хлопчатобумажной материи, пропитанный маслом, и покрывается слоем цветов. В этом случае получается так называемое парфюмерное или благовонное масло.
В общем, способ этот хлопотливый и отнимает много времени. Воздух, заключенный между рамами, почти неподвижен, а потому перенос эфирного масла с цветов на жир, несмотря на близкое расстояние, происходит медленно. Кроме того, продукт засоряется мелкими частицами цветов, водянистым соком и другой примесью. Более чистый продукт получается по пневматическому способу.
В герметически закрытый ящик вставляют ряд стеклянных пластинок, покрытых свиным салом, превращенным выдавливанием в тонкие нити. Этот ящик соединен со вторым ящиком, наполненным свежими цветами и снабженным внизу отверстиями. Верхние части ящика соединены с вентилятором, который просасывает воздух через оба ящика и приводится в движение электромотором или часовым механизмом. Воздух, проходя по ящикам, вначале обогащается ароматом цветов, а затем отдает его жиру. Поглощение происходит быстро, требует мало рабочей силы, цветы совершенно не приходят в соприкосновение с жиром, который поглощает только душистые вещества из воздуха.
Этот способ может быть осуществлен в несколько видоизмененном виде в аппарате Пивера. Прибор этот имеет вид шкафа, разделенного на два отделения, которые сообщаются только снизу. В обоих отделениях устанавливаются стеклянные или луженые медные пластинки. На этих пластинках помещаются поочередно на одних цветы, а на других жир. При помощи установленных на верху шкафа мехов постоянно поддерживается легкий ток воздуха из одного отделения в другое и обратно.
Еще интересные статьи:
Интервью с парфюмером Chanel Кристофером Шелдрейком
Интервью с парфюмером Кристофером Ладамиелем
Создаем духи сами
Как создать свои духи?
Как сделать духи в домашних условиях?
|