Алла БЕЛЬФЕР — человек редкой профессии. «Нос». Парфюмер. Во всем мире около 400 парфюмеров. 200 живут во Франции. На весь СНГ их меньше десятка. Алла Григорьевна — самая из них именитая. Она — член Французского общества парфюмеров, председатель дегустационного совета парфюмеров России, создатель популярных духов «Вуаль», «Декаданс», «Тень», «Варяг», «Эго» и еще более ста наименований парфюмерных изделий. Коллеги часто шутят по ее поводу: «Союз распался, а «нос» остался!» Накануне 8 Марта женщина«нос» раскрывает читателям «Профиля» некоторые секреты своей профессии
Духи — это смесь натуральных и синтетических компонентов. Парфюмерные изделия бывают разной концентрации. Духи — наиболее дорогая версия. В ней 20—30% парфюмерной композиции. Потом идут менее стойкие парфюмерные воды: 10—12%. Туалетные воды — 6—8%. И самые слабенькие — одеколоны — около 3%.
Анна Амелькина: Алла Григорьевна, чтобы стать парфюмером, нужно иметь большой нос?
Алла Бельфер: Наше мастерство измеряется не величиной носа. Хороший парфюмер
должен уметь разбираться в ароматах, строить из них композиции, иметь память на
запахи. Нужно долго тренироваться, чтобы выучить всю парфюмерную палитру.
Натуральных запахов в природе более 500. Синтетических соединений — 1500. Не
могу понять, почему именно к носу у людей столь насмешливо-пренебрежительное
отношение. Человек создал большинство искусственных органов — глаз, ухо, почку,
а вот искусственного носа до сих пор нет, до того это сложный механизм.
Лить поддельный парфюм в декольте опасно для жизни окружающих! А.А.: Как вы
живете в мире запахов? Особенно, наверное, тяжко ездить летом в метро? Или
обоняние можно временно отключать? А.Б.: Можно закрыть глаза, заткнуть уши, а
нос — нет, не отключишь. Поэтому живется мне трудно. Например, я обожаю Венецию,
но там меня неотступно преследует запах… каналов. Запахи гонятся за мной
повсюду, особенно в помещениях. Прихожу домой и сразу могу определить, был ли у
нас кто-то незнакомый. Со мной опасно иметь дело. Поэтому и криминалисты часто
ко мне обращаются. Я занимаюсь классификацией косметической продукции и могу
сказать, что наш рынок переполнен простыми, дешевыми запахами. Обидно за наших
женщин, которые за большие деньги покупают подделки и пахнут… так себе. А.А.:
Как отличить настоящие духи от подделки? А.Б.: Первое отличие настоящих духов —
цена. Дешевых духов со словами Made in Franсe на футляре быть не может. Подделки
живут в плохо обтянутых целлофаном коробочках со случайными ошибками в именах
или намеренным искажением известных названий. Пример тому — многострадальные
Climat. На поддельных коробках производители писали это слово без последней
буквы «Т». А Magie Noir перекрестили в Magic Noir. А.А: А что такое запах
родины? И есть ли он у нашей родины вообще? А.Б.: Свой запах есть даже у каждого
города. Этакий «дым маленького отечества». Особенно отличаются южные города. Для
меня Россия, если исключить наши помойки, всегда ассоциировалась с запахом
полевых цветов. Особенно — ландыша. А.А.: Почему нашей парфюмерной продукции так
не везет? Почему народ отдает предпочтение французам и итальянцам? Неужели у нас
нет достойного парфюма? А.Б.: Когда началась перестройка, на наш рынок хлынула
дешевая парфюмерная продукция. Помните, как в переходах продавали Chanel в
разлив? Нашим предприятиям было трудно выдержать конкуренцию, а с распадом Союза
мы потеряли и сырьевую базу. Выжили с трудом. А.А.: Сегодня большим спросом у
мужчин пользуются японские запахи. Почему? А.Б.: Все просто: японцы предлагают
легкие, морские запахи. Yohji Yamamoto говорит: как одежда не должна сковывать
движений, так и запах не должен быть навязчивым. Мужской парфюм составляет
сегодня самую подвижную часть парфюмерного рынка. Большим спросом пользуются
древесные, шипровые, пряные запахи. В десятку лидеров входят Kenzo Air (Kenzo),
Boss in Motion (Hugo Boss), Egoiste Platinum (Chanel), Armani Manic (Georgio
Armani). А.А.: Шипровый — это от популярного среди партийных бонз одеколона
«Шипр»? А.Б.: Так и не так... Этот одеколон был создан в 1917 году во Франции. А
название получил от острова Кипр, где родилась Венера. В сердце этих духов —
дубовый мох и запах цитрусовых, так любимый мужчинами во все времена. А.А.: Как
правильно пользоваться духами? А.Б.: Коко Шанель говорила: «Душить надо те
места, куда бы вы хотели, чтобы вас поцеловали». Духи наносятся туда, где бьется
пульс: на запястья, у локтя, за ушами. Запах там согревается и начинает
работать. Не советую душить шею и лить парфюм в декольте: вы быстро устанете от
своего запаха. Когда душитесь, учтите: натуральные ткани хорошо держат запах. Но
дольше всех хранит запах мех. Его лучше вообще не душить или душить со стороны
подкладки. А.А.: Сколько запахов может быть в арсенале современного модника?
А.Б.: Раньше считалось, что человек всю жизнь должен «носить» один запах.
Сегодня к запахам относятся, как к гардеробу, в котором есть вечерние и дневные
наряды, запахи на разное время года, для разного настроения.
Ищите свой запах ближе к телу А.А.: Что делать, если человек стал рабом своих духов? Хочет он
выбрать новые — а никак не получается. А.Б.: От себя не уйдешь. Если вы всю
жизнь душились духами цветочной гаммы, то новые лучше искать в той же компании.
Запах будет чем-то похож на ваши старые духи, но и уже другой. А.А.: По какому
принципу нужно выбирать духи в подарок? По росту, весу, цвету глаз, волос? А.Б.:
Современные мужчины и женщины за год несколько раз меняют не только цвет волос,
но и имидж в целом. Если принимать это всерьез, на духах недолго разориться. Я
бы посоветовала выбирать духи по сезонному принципу. Летом вас должны
сопровождать свежие цветочные запахи. Зимой — теплые древесные, пудровые,
шипровые. Подбирать подарок можно по знаку зодиака. Каждый знак зодиака связан
со своим ароматом. Овнам подходят бергамот и роза, тельцам — жасмин и магнолия,
близнецам — мирро и гиацинт, рыбам — ирис, девам — чай. А.А.: Возможно ли по
духам определить характер человека? А.Б.: Да. Например, Kenzo пользуются
решительные мужчины, которые любят легкий флирт. Chance выбирают деловые,
решительные женщины, а Pure Poison и Light Blue — романтические.
Бери «Шанель» — беги домой! Про «Шанель No5» Алла Григорьевна рассказала такую
историю... Принимая парфюмера Эрнеста Бо, создавшего знаменитый запах, Шанель
сказала: «Я хочу создать духи, которые подошли бы современной женщине и
отличались от всего, что есть на рынке. В них должен быть характер...» Бо
расставил перед ней 10 образцов. Мадемуазель выбрала флакон No5. Когда Бо
спросил, почему именно этот, Шанель ответила: «Я показываю свою коллекцию 5 мая,
то есть 5-го числа 5-го месяца. Надеюсь, этот номер принесет духам счастье…» А
по легенде, эти духи — ошибка парфюмера, который перепутал пропорции душистых
веществ. Сейчас эта «ошибка» входит в десятку самых популярных духов в мире. А.А.: А почтенные советские матроны любили «Красную Москву» — единственное
заметное изобретение наших парфюмеров... А.Б.: Вот и ошибаетесь! «Красную
Москву» в 1924 году создал француз Август Мишель, главный парфюмер фабрики
«Новая заря». Просто о его авторстве долгое время не говорили. А еще г-жа
Бельфер поведала о четырех врагах духов — времени, свете, воздухе и тепле.
Заветные дорогие флакончики надо хранить в футляре, в прохладном месте. И не
храните их годами. Это на пользу лишь коньякам. Стойкость запаха парфюма зависит
от его состава. У цветочных духов— одна, у шипровых и восточных — другая.
Цветочные более летучие, восточные более стойкие. А.А.: Какие запахи сейчас
в моде? А.Б.: Понятие «мода» не относится к духам, как к одежде. В духах всегда
актуальна классика. Представьте: ежегодно во Франции выпускается примерно 400
новых парфюмерных изделий, 90% из которых исчезает уже через три года. И лишь
некоторые остаются дольше. Перспективы моды 2005—2006 годов — возврат от
продукции массового спроса к парфюмерии люкс, к элегантности и шику. Для женщин
будут важны восточные, но не очень сладкие запахи и свежие природные ароматы.
Для мужчин — свежие древесные запахи, пряности и тоже восточные ароматы. Что
будет потом — зависит от открытий, которые произойдут в источниках сырья для
парфюмерии. Например, недавно в тропиках был обнаружен цветок, который цветет
всего три дня в году и каждый день у него новый аромат. Это настоящая сенсация в
парфюмерном мире. А.А.: Какие духи считаются самыми дорогими? А.Б.: Они
называются «1000» фирмы Jean Patou. Дорогие они потому, что в них очень много
натуральных компонентов. А.А.: Можно посредством запаха воздействовать на
человека? А.Б.: Конечно! Обоняние — первое из чувств, возникших у человека в
процессе эволюции. Его центры находятся в самой древней, «рептилийной» части
мозга, которая отвечает за эмоции и сексуальное поведение. Вот почему ароматы
способны управлять нашими реакциями и настроением. Апельсин, например, веселит.
Бергамот стимулирует воображение. Многие эфирные масла воздействуют на
иммунитет. Несколько капелек духов, нанесенных вечером за ухо, помогают заснуть.
Но один и тот же аромат может и взбодрить, и… убить, вызвав у аллергика сильный
приступ астмы. Поэтому, когда идете в публичные места, не перебарщивайте с
духами. Подумайте о ближних.
Еще интересные статьи:
Интервью с парфюмером Chanel Кристофером Шелдрейком
Интервью с парфюмером Кристофером Ладамиелем
Создаем духи сами
Как создать свои духи?
Как сделать духи в домашних условиях?
|