Когда у парфюмерного критика и автора чудесных книг Луку Турина спросили совета, как стать парфюмерами, он попытался отговорить молодых энтузиастов парфюмерного искусства от этой затеи
Профессиональные парфюмеры в большинстве своем заложники и рабы
банальных парфюмерных брифов. Что можно посоветовать молодым (и не
очень) мечтателям? Выбор есть всегда – и хотя он гораздо меньше, чем
выбор вузов, обучающих компьютерным наукам или экономике, можно
выбрать школу сообразно вашему бюджету и желанию. И стать парфюмером
может каждый здоровый человек. Лучше, если у него есть деньги,
желание учиться и развивать свой нос.
Профессиональный подход
Начнем с «единственного»
профессионального института, доступного любому желающему. ISIPCA
(Institut Supérieur International du Parfum, de la Cosmétique et de
l'Aromatique alimentaire) был основан в 1970 году Жаном-Жаком
Герленом (Jean-Jacques Guerlain) и другими профессионалами
парфюмерно-косметической отрасли. Сегодня институт обучает ежегодно
на пяти факультетах около 400 студентов, 220 преподавателей
составляют команду педагогов, среди которых действующие парфюмеры из
ведущих корпораций. Ранее для того, чтобы стать студентом
ISIPCA, было необходимо знать французский язык (обучение велось
только на языке Герлена и Коти) и иметь химическое образование.
Сейчас существуют два курса на английском языке – для студентов
всего мира. Это The European Fragrance and Cosmetic Master (EFCM) –
двухлетняя программа для имеющих диплом (биология, фармакология,
химия) и желающих трудоустройства в парфюмерном бизнесе (практически
любая профессия, от парфюмера до маркетолога) и Fragrance Academy –
Entrepreneurship in Perfumery (FAEP) – полугодовая программа для
предпринимателей в парфюмерном бизнесе, не требующая специальных
знаний и дипломов.
Обучение студентов EFCM проходит при участии
двух университетов-партнеров: первый год – с University of
Versailles Saint-Quentin-en-Yvelines, второй с University of Padova.
В итоге выпускники получают не только научные знания о том, из чего
состоит и как работает парфюмерия и косметика, но и знания,
необходимые для стратегического развития и управления
парфюмерно-косметическим бизнесом. Они могут создавать ароматы или
кремы – а также разрабатывать программы маркетинга по продвижению
этих продуктов на рынок. Аналитическая химия и термодинамика
эмульсий, запоминание нот и аккордов, формулировка и технология
производства ароматов, декоративной косметики и косметики ухода за
кожей, история парфюмерии и биология кожи, экологические
ограничения, поставщики компонентов – все это и многое другое
предстоит узнать уже в первый год. Второй год в Падуе ориентирован
на бизнес-процессы.
ISIPCA в самом деле – отличный старт для
карьеры в парфюмерном бизнесе. Чтобы убедиться в этом, достаточно
назвать парфюмеров Изабель Дуайен (Isabelle Doien, Annick Goutal),
Калис Беккер (Calice Becker, IFF), Инеке Рюланд (Ineke Ruhland,
Ineke), Матильду Лоран (Mathilde Laurent, Cartier) или Франсиса
Кюркджияна (Francis Kurkjian, Takasago), начинавших свою карьеру
именно здесь.
Частные школы
ISIPCA – единственный открытый
институт, выдающий дипломы общепринятого образца о парфюмерном
образовании. Этот подход оспаривает, например, собственная школа
корпорации Givaudan SA, которая была открыта в 1947 году в Грассе и
является старейшей парфюмерной школой в мире. Ежегодно директор этой
школы Бернар Эскано встречается с сорока одаренными студентами (из
200 соискателей), чтобы выбрать всего пятерых. Этим пятерым
счастливчикам предстоит трехлетний курс обучения в трехэтажном
здании в Аржентей (Argenteuil), в пригороде Парижа. Строгий отбор
вызван тем, что Givaudan тратит на обучение каждого парфюмера более
65 тысяч евро. Зато каждый становится международно-признанной
звездой, как Жак Польж (Jacques Polge), штатный парфюмер Дома
Chanel: «Это как в «Формуле-1»: научиться водить автомобиль может
каждый, однако некоторые люди имеют особенный талант, а другие
просто ездят». Людям, выбранным Givaudan, дипломы не нужны – они
будут приняты на работу в эту корпорацию. А затем за них все скажут
созданные ими ароматы – каждый третий аромат в мире создается
парфюмером школы Givaudan. Похожие по принципу действия школы
действуют также в рамках корпораций Dragoco и Firmenich.
Еще одну программу дает Грасский институт
парфюмерии (Grasse Institute of Perfumery). Девять месяцев обучения
(с февраля по июнь и с сентября по декабрь, так как летом все
собирают розы и жасмин) – одиннадцать тысяч евро. Необходимо сдать
экзамены по английскому языку и математике, творческий тест, тест на
распознавание ароматов и пройти собеседование с группой лекторов для
оценки мотивации и планов на будущее.
Существуют и другие
программы обучения, но они по большей части ведутся на экзотических
языках. Так, в бангкокском университете King Mongkut University на
биотехнологическом факультете есть парфюмерный курс на тайском
языке. Шанхайский университет предлагает студентам семилетний
парфюмерный курс химии и технологии – на китайском языке. В Японии
появилась новая академическая программа в Йокогаме и Токио – на
японском. В 2005 году в Бомбее была открыта первая двухлетняя
программа подготовки парфюмеров на базе колледжа V.G. Vaze College –
в основном для потребностей крупнейшей индийской корпорации S.H.
Kelkar Group. Школа Cinquième Sens обучает только франкоговорящих
студентов. Более подходящая возможность – курс The Business of
Perfumery в Университете Плимута (Plymouth University),
Великобритания: все-таки английский язык более знаком во всем мире,
чем тайский или китайский. На русском языке парфюмеров не учат.
Хобби-обучение
В университете King Mongkot’s
University of Technology Thonburi в Таиланде парфюмерный курс ведут
преподаватели школы PerfumersWorld, считающие свой курс наиболее
интенсивным и демократичным. Они обещают всего за год дать своим
студентам столько информации, сколько школа Givaudan SA дает за три.
Школа PerfumersWorld готова принимать будущих парфюмеров ежемесячно.
Тайцы продают рабочую книгу секретов парфюмера The Perfumer's
Workbook Senior Edition и набор парфюмерных компонентов – дальше нужно лишь следовать книге
и выполнять задания. Существует несколько вариантов обучения: от
летней школы до профессионального курса. Вас примут в любое время,
поселят в ближайшем отеле, проведут базовый курс, затем пять дней
теоретических занятий, два дня работы с любыми аромаингредиентами с
помощью инструктора – и через неделю у вас, кроме ровного загара,
есть концепция собственного аромата. После двух недель обучения
можно начинать свой малый бизнес! Не говоря уже о том, что вы
поразите своих друзей новыми умениями.
В октябре 2007 года начала
свою работу первая в своем роде онлайн-школа главы Гильдии
натуральных парфюмеров Ани МакКой (Anya McCoy). Сорок студентов за
800 долларов в течение года получают видео- и аудиозаписи лекций и
обсуждают свои впечатления в чате лично с тьютором и на форуме среди
всех студентов. Если вы не готовы платить за онлайн-обучение, то
можно начать обучение дома. Мэнди Афтель (Mandy Aftel), натуральный
парфюмер, предлагает приобрести самоучитель для начинающих. Эта
книга, Natural Perfume Workbook Level One, основана на личных
обучающих семинарах автора и стоит всего 375 долларов! В дополнение
нужно приобрести набор из 18 абсолютов и эфирных масел за 175
долларов – чтобы осуществить все эксперименты и действия, описанные
в книге, и получить собственный парфюмерный опыт.
Классификация и описание ароматов,
запоминание всех 18 нот, создание связей ароматов с цветом, эмоциями
и воспоминаниями и после повторения аромата вслед за Мэнди Афтель
возможность создать что-то свое. Вполне возможно, что вам будут
платить 150 долларов за 8 мл ароматной смеси масел, а возможно, и
нет. Сертификат об образовании вы, тем не менее,
получите. Хобби-обучение не является классическим парфюмерным
образованием, а люди, получившие его, не являются парфюмерами в
строгом смысле этого слова. Скорее они – кустари-самоучки или
умельцы смешивания ароматных масел. Как говорит Жан Гишар, директор
школы Givaudan: «Если некто имеет приличное обоняние и умеет
смешивать аккорды – эти качества сами по себе не делают его/ее
парфюмером». Однако для парфюмерно-необразованного покупателя
главное – чтобы аромат был приятным и стойким, не правда ли? При
достаточной настойчивости можно стать в парфюмерии если не
Ростроповичем, то хотя бы Вилли Токаревым.
Популярность тенденции парфюмерного обучения настолько велика,
что сегодня их предлагают самые разные парфюмерные дома. Переоценить
PR-эффект и сопутствующие продажи невозможно. Например, компания
L`Occitane проводит специальные летние парфюмерные школы для слепых
детей и детей с ослабленным зрением. За четыре дня школы компания
расширяет для слепых детей палитру выбора будущей профессии, а
возможно, и дает старт новой карьере. Парфюмер Николя де Барри
(Nicolas de Barry), генеральный секретарь Премии имени Коти
(Francois Coty Award), принимает всех желающих в своем замке Шато де
Фрилез (Le Chateau de Frileuse). Два дня неторопливого обучения,
дегустация вина, проживание в замке и питание – всего 390 евро. В
итоге – посетители получают ароматизированные соли для ванной и
одеколон, сделанные своими руками. Более интенсивные семинары длятся
неделю и стоят 880 евро (включая проживание и питание). Желающие
могут даже прокатиться с шампанским на воздушном шаре! Грасская
компания Molinard, одна из самых старых во Франции, дает возможность
узнать о парфюмерном искусстве побольше – хотя и всего за 90 минут.
Посещение по записи, стоимостью 40 евро; в эту сумму входит создание
с помощью консультанта своего собственного аромата, который можно
взять с собой.
Компания Prodarom и Грасский институт
парфюмерии организуют также семинары по натуральной парфюмерии и
двухэтапные летние школы в Грассе (май – цветение розы, сентябрь –
жасмина), в ходе которых можно познакомиться со всемирно известным
натуральным сырьем Грасса, а также узнать базовые формулы парфюмерии
и косметики.
Выбор остается за вами. Мы наверняка что-то упустили в этом
обзоре. В конце концов, вы можете посетить один из пятничных уроков,
организованных компанией Guerlain в Париже. Эта возможность кажется
предпочтительнее – всего 180 евро (детский билет – 35 евро) в
пятницу, и тренер Кароль Айме не только расскажет о парфюмерии, но и
поможет создать ваш первый собственный аромат. В крайнем случае
можно купить Shalimar, Vol de Nuit или новинку 2007 года Spiritueuse
Double Vanille, созданную самим Жаном-Полем Герленом. А уж
вдохновения в знаменитом Доме 68 на Елисейских полях –
предостаточно! Главное – не забыть записаться на этот урок заранее...
Еще интересные статьи:
Подготовка парфюмера
Натуральная парфюмерия
Азбука обоняния
Парфюмерное сырье
Извлечения ароматических веществ из цветов и растений
|